Алиса Фрейндлих: Мой муж превратил театр в бордель!
Настоящая женщина может и ругнуться, и рюмку махнуть |
Откровенное интервью великой актрисы накануне юбилея
8 декабря отмечает юбилей первая леди петербургской сцены - Алиса ФРЕЙНДЛИХ. Среди праздничных забот и хлопот она пообещала встретиться с корреспондентом «Экспресс газеты» на пять минут, но неожиданно для себя разговорилась.
- 75 лет - возраст преклонный?
- Если и преклоняюсь сейчас, то только перед любимыми внуками. Молюсь, чтобы и дальше все у них шло хорошо.
- У внуков возраст тинейджеров, масса соблазнов. Что вы делаете, чтобы уберечь их?
- Никита ростом под два метра, учится в Щуке. У него появилась девочка, я ее уже видела и пока ничего внуку не советую. Пусть сам разбирается, что такое хорошо и что такое плохо. Анечка хоть со сложным характером, но по духу мне близка. В школе сначала была застенчивой, а теперь старается быть более пробивной. За словом в карман не лезет. Пережила уже первую любовь... Жизнь - как у всех подростков ее возраста.
- Как вам удается так потрясающе выглядеть?
- Спасибо за комплимент. Конечно, хорошая косметика помогает. Люблю для ухода за лицом делать свои «произведения». Использую оливковое масло, натуральные ланолиновый и спермацетовый кремы. Для моей кожи эта нежная маска - самая подходящая. Но думаю, дело не только в кремах.
Пять лет назад Алиса Бруновна отмечала свое 70-летие с внуками Анной и Никитой |
- Чем особенным вы любите себя побаловать?
- Выпечкой и сладким.
- А что чаще всего у вас в рюмашке?
- Кампари с соком. С удовольствием выпью и водочки.
- Бывает день, когда мужчины на улице на вас не обращают внимания?
- Если бы это произошло, мне бы стало дурно. Вниманием мужчин я не обделена до сих пор. Но мне хорошо с собой. Одиночество - любимая краска на сцене, когда я играю - осенняя и спокойная. Мужчина сейчас мне нужен, когда что-то ломается. Тогда я вызываю слесаря.
Зрители с неизменным восторгом встречают каждую новую роль Алисы Бруновны. Кадры из фильмов «Похождение зубного врача»... |
После блокады подъедаю все хлебные крошки
- У вас долгая жизнь, были, конечно, и обиды. Вы злопамятны?
- Один черный день из детства помню, как будто это было вчера. Когда отец, придя с репетиции, заснул на часок, я нанесла ему тени под глазами и поцарапала при этом веко. Я была сильно, очень даже сильно выпорота и поставлена в угол на колени, да по русской традиции еще и на горох. Мама, придя с работы, мне еще добавила, сильно отшлепала по попе. Мне было очень жаль себя и обидно, что взрослые не поняли шутку.
- Фамилия вам жить не мешала?
- У папы, Бруно Фрейндлиха, были неважные отношения с властями Ленинграда, в том числе и из-за фамилии. Меня не хотели принимать в школу, заставляли папу дать мне материнскую фамилию. Я ревела и требовала своим голоском, чтобы оставили мне прежнюю. Я любила и папу, и свой древний немецкий род. Жить, дружить и влюбляться моя фамилия мне даже помогала.
- А какова судьба вашей семьи?
- Папа из-за крайней дистрофии был вывезен из Питера. Мама погибла при бомбежке. Сестру посадили по 58-й (контрреволюционные преступления. - А. М.). Брата расстреляли. Я тоже стала дистрофиком и выжила благодаря бабушке. Она меняла наш фамильный хлам на крупу и умело делила пайки хлеба. Я подъедаю все хлебные крошки и сейчас. Не пользуюсь льготами блокадницы, автоматически их перечисляют в детский дом. Мне достаточно зарплаты в театре и гонораров за съемки и концерты.
...и «Служебный роман» |
Сумасшедшую барыню Феклушу в «Грозе» Островского, а также мужчин - Бальзаминова и Леля из «Снегурочки» - я играла, пока наша знаменитая 239-я школа, охраняемая львами у фасада, не слилась с 209-й мужской школой и появились в кружке мальчики с хорошими задатками. И не только актерскими. Жить стало веселей, и мы на вечерах танцевали фокстрот и танго. Я чувствовала на своей талии дрожащие руки мальчишек, и еще что-то очень твердое прижималось ко мне.
Поступив в театральный институт, я опаздывала на лекции профессора Зока. Знала, что он был ко мне не равнодушен. Когда Борис Вульфович - вечно подтянутый, при бабочке - тет-а-тет разговаривал со мной, я обращала внимание, что больше бабочки оттопыривается его «кис-кис».
С годами, когда я уже работала в театре, я пересеклась с Зоком. У него умерла жена, но как всегда он был при бабочке. А «кис-кис» был незаметен, «бабочки» туда больше уже не влетали.
Алиса ФРЕЙНДЛИХ и Игорь ВЛАДИМИРОВ (фото |
Не получила Госпремию за «Служебный роман»
- Бывало так, что вы попадали в неловкое положение?
- У меня была главная роль в «Служебном романе» Эльдара Рязанова. Фильм получил Государственную премию. Я - единственная, кто эту премию не получил. Было неловко мне, когда все спрашивали: «Почему?» Я и сейчас не могу ответить.
- В Театре Ленсовета мне рассказали, как вы не один раз выпускали пар на супруга Игоря Владимирова перед расставанием.
- Кобель, он и есть еб...ный кобель, хотя я безумно ценю его талант режиссера и актера. Его так называла, поскольку он начал пить и распускал вожжи. Одно время театр стал для него собственным борделем. Приглашал артисточек и прочих не для работы в театре, а для собственной забавы. Решил, что я стерплю, ведь я всегда была для него ручной собачонкой. В общем, и я позволила себя чуть-чуть свободы. Поклонники у меня всегда были, но в собственной шкале ценностей я себя ставила значительно выше доступных театральных шлюх.
Игорь Владимиров взял меня всем. Был старше на 16 лет, мудрее, а чувство юмора просто ошеломило меня. Он был легок в общении. С возрастом его характер изменился. Он стал нетерпим ко всем, ко мне в первую очередь. После развода мы еще долго работали вместе, понимали на репетициях друг друга с полуслова. Владимиров болезненно воспринимал мои успехи в кино, потом стал сниматься сам.
- Другие мужья оставили такой же глубокий след в вашей жизни?
- Володя Карасев - журналист, был нужен мне как отдушина, как мужчина. Но все приедается, и секс с нелюбимым в первую очередь. У нас были совершенно разные пристрастия. Впрочем, я совершенно уже его не помню.
Юрочка Соловьев работал актером. Способностей в лицедействе имел мало, зато был отличным парнем и очень талантливым художником-самоучкой. Мне с ним было хорошо, хотя он, как никто другой из моих мужей, ревновал меня к профессии. Юра предложил мне уехать в Германию, у него там появилась работа. Я отказалась, и мы расстались.
Алиса ФРЕЙНДЛИХ С Михаилом БОЯРСКИМ |
- Когда меня что-то раздражает, а я в обществе и не могу выплеснуть негатив, растущий как снежный ком, я просто играю человека, который ко всему относится спокойно. Скажем, за кулисами после спектакля иду с всклокоченной головой или, когда снимают грим и мое лицо превращается в старую ж...пу, ко мне подходят и хотят фотографироваться. Как я реагирую, вы догадываетесь? Мат - неотъемлемая часть русского характера. Вообще же мой главный недостаток - то, что я паникер и трусиха.
- Когда вы бываете счастливы?
- Я была счастлива, когда моя дочь Варя вышла замуж за Сергея Тарасова. У Сергея удалась карьера, он был вице-губернатором Питера. Они подарили мне долгожданных внуков - Никиту и Нюту. Я была очень дружна с зятем. Обучала его правильной русской речи, закрепляла кнопками слова с правильным ударением в их квартире. Зять относился ко мне как к сверстнице, хотя и был значительно моложе.
Уже 1,5 месяца как он оставил семью и сошелся с балериной Александринского театра Анастасией Колеговой. В душе бывший зять остается мне близким человеком... Забыть Сергея - это значит остановить в своей душе чувства любви и привязанности. Наша семья в трауре. (Вице-губернатор Санкт-Петербурга Сергей Тарасов трагически погиб при взрыве «Невского экспресса». - А. М.)
- Как собираетесь встречать Новый год?
- Вся наша семья крещена в лютеранской церкви. Скоро Сочельник и Рождество, мы все пойдем на церковную службу. И в доме будет пахнуть пирогами, я их испеку по старинному бабушкиному рецепту.
Юбилей омрачила трагическая гибель бывшего зятя Сергея ТАРАСОВА (фото |