Секреты «Цыганок»

Каждый съёмочный день актрис сериала начинался с бигуди

Чтобы зрители почувствовали дыхание эпохи, экипировку Ольги ФАДЕЕВОЙ продумывали до мельчайших деталей

Каждый съемочный день актрис сериала начинался с бигуди

На Первом канале начинается показ многосерийного фильма «Цыганки». Действие картины происходит в 1945 - 1959 годах. Это трогательная история о сестрах, бежавших из табора и ставших актрисами знаменитого московского театра «Ромэн».

Несмотря на то что продюсер проекта Алексей ПИМАНОВ говорит о предельной документальности повествования, место художественному вымыслу в фильме, конечно, отведено немалое. Однако в мелочах создатели ленты постарались быть исторически точными. 

Прически

- Для таборных причесок актрисам Оле Фадеевой и Наде Бахтиной приходилось наращивать волосы с помощью специальных шиньончиков, - рассказывает художник по гриму Наталья Архипова. - Косы у актрис тоже ненастоящие. Косички с бантами, собранные в «корзиночку», пользовались в те годы популярностью у юных красавиц. Поэтому без них нам никак! А каждый день заплетаться - это очень трудоемко. У исполнительниц главных ролей - волосы прямые, а раз они играют цыганок, то локоны должны виться. Поэтому каждый съемочный день начинался с бигуди и тройных плоек. На грим и прически уходило по часу, не меньше. Признаюсь, поначалу намучились мы и с мужчинами-эпизодниками. Многие наотрез отказывались стричься под полубокс (высокий затылок и почти состриженные бока).

Украшения

- Изучив архивные фотоматериалы, мы неожиданно для себя открыли, что, оказывается, цыганская мода середины прошлого века - это не золото, бриллианты и пестрые наряды. Все было крайне сдержанно. В ту пору этот народ не отличался несметными богатствами, - поделилась художник по костюмам Вера Скопинова. - С бусами, монистами и серьгами нам помогли настоящие цыгане из массовки. Серьги-гвоздики и скромные шарики под жемчуг, кольца искали в винтажных лавках и современных магазинах аксессуаров. А роговые гребеночки и заколки с камешками для причесок собирали всем миром по чемоданам своих бабушек.

Усилиями гримёров и костюмеров сёстры Ольга и Александра стали настоящими ромалами

Одежда и аксессуары

- Модные в середине прошлого века натуральные ткани сейчас найти проблематично, особенно популярный тогда крепдешин. Спас мой давний приятель, который поделился сокровищами из сундука своей пожилой мамы. Оттуда я извлекла чудеснейшие тканевые и кружевные перчатки на разные случаи жизни. Платьица сохранились хорошо, нужно было только подогнать их по фигуре актрис, - сообщила Вера Скопинова. - Но без услуг пошивочного цеха не обошлось. В целом на главных героинь изготовили порядка 20 нарядов. Белье тоже шили. Тогда девушки носили высокие, заостренные к соскам бюстгальтеры. Современных аналогов нет! Грудь смотрелась очень эротично, но не вульгарно.

Макияж

- Яркие глаза героиням делали с помощью подкрашивания века лилово-фиолетовыми тенями. Благодаря подводке создавали сестрам схожие черты лица. Что удивительно, совершенно разные по внешности Оля и Надя становились после грима похожими. Как-то мы пошли в перерыве обедать в кафе. Девушки были в гриме и с прическами. Когда уже прощались, официантка смущенно произнесла: «Редко, когда сестры так похожи!» - поделилась художник по гриму Наталья Архипова. - Цвет помады и румян подбирали с особой тщательностью. Ничего розового, перламутрового. Только оранжево-красный и максимально натуральные оттенки.

Реквизит

- Граненые стаканы, чайнички, самовары, зеркальца, вышитые салфетки на столы, плетеные корзинки - все это члены съемочной группы несли из дома. Интерьерные вещи брали на складе «Мосфильма», - говорит ассистент по реквизиту Александра Кузьменко. - В плане подбора исторического реквизита самое сложное было связано со спортом (муж главной героини Ольги - боксер), - делится художник-постановщик Светлана Соснина. - По иллюстрациям в спортивных журналах 50-х годов мы заказали сшить боксерские перчатки и обувь. А роль тренировочного зала блестяще «исполнил» московский ДК «Крылья Советов».

Ольга (БАХТИНА) попала на зону по несправедливому обвинению


Метаморфозы Надежды Бахтиной

30-летней Надежде БАХТИНОЙ не привыкать играть цыганок. Роль Люциты в сериале «Кармелита» сделала актрису всенародной любимицей. Однако Ольгу в фильме «Цыганки» девушка считает своей лучшей работой в кино. Героине Надежды за 12 серий придется столько всего пережить, что к концу сериала она предстанет совсем другим человеком, чем была в начале истории. Вот лишь некоторые эпизоды биографии Ольги.

Свадьба по правилам

- К сцене свадьбы я подошла серьезно. Очень много разговаривала с подругами-цыганками об особенностях обряда, - говорит Бахтина. - Больше всего меня поразил венок из ленточек. Оказывается, цвет каждой их них имеет глубокий смысл. Красный - чистота, непорочность, белый - приумножение потомства, зеленый - женственность. Цыгане - очень талантливая и самобытная нация, которая бережно хранит свою культуру.

Накладной животик героини выглядит правдоподобно

Кстати, после «Кармелиты» и «Цыганок» я могу даже разговаривать на цыганском языке. Не бегло, но отдельные фразы заучила на «отлично».

Ложная беременность

- Съемки фильма длились несколько месяцев. За это время я успела дважды забеременеть. Причем один малыш родился, а второй - так и остался в животе. Как в «Кармелите»: огромный животяра - и прощальные титры, - с улыбкой замечает Надежда. - На каждый месяц моей киношной беременности предполагалась специальная накладка с особым наполнителем. Пузико выглядело очень правдоподобно. Однажды в Венеции, где проходила часть съемок, я зашла в кафе с таким животом и женщины почтительно пропустили меня без очереди в туалет. Правда, когда я вышла из уборной стройненькая и радостная, народ как-то насторожился, хотя многие знали, что неподалеку русские снимают кино.

Тюремная закалка

- Сценарист Виктор Демент - настоящий цыган, который лично знал актрис, сестер Кононовых. Их судьба настолько запала Виктору в душу, что он и написал эту историю в память о них, ушедших несколько лет назад в довольно преклонном возрасте - обеим было за 90, - говорит Бахтина. - Прототип моей героини - Ольга Старостина (в девичестве - Кононова) была женщиной отчаянной, веселой, с душой нараспашку. Муж у нее - легендарный футболист Андрей Старостин. В браке родилась дочь Наталья, которая преподает латынь и античную литературу на филфаке в МГУ. Да, Ольга прошла лагеря, была осуждена, причем совершенно несправедливо.

На грим и причёску Нади БАХТИНОЙ ежедневно уходило больше часа

Срок отбывала в Казахстане, работала водовозом. Несмотря на невзгоды, она даже в 70 с лишним лет отплясывала на сцене танец с кнутом так, что затыкала всю молодежь за пояс. Это все мне рассказала близкая подруга Кононовых Ирэна Морозова, актриса театра «Ромэн».

Из Подмосковья - в Венецию

Многосерийный фильм «Цыганки» снимали в Москве, Подмосковье и Италии.- В живописной деревне Дютьково работали над сценами из жизни табора. А здание Звенигородской детско-юношеской спортивной школы превратилось в кадре в областную гостиницу, в которую по сценарию приезжает на гастроли театр «Ромэн». Декораторам пришлось лишь закрыть досками железную дверь входа и повесить портрет Сталина. В коридоре «гостиницы» шли репетиции и съемки, а в спортивном зале разместились технический персонал группы и костюмерные. Лагерные же бараки пришлось построить самим в Подмосковье, - рассказывает продюсер проекта Алексей Пиманов. - Финал картины снимали в Венеции. Успели и поработать, и покататься на гондолах, и полюбоваться местными красотами.