Сложные задачи, недоверие, постоянное давление: 7 способов уничтожить самооценку ребенка и даже не заметить этого

7 способов разрушить самооценку ребенка, даже не заметив этого
Родители стремятся дать своим детям самое лучшее и уберечь их от разочарований. Желая вырастить доброго, послушного, непременно умного, смелого и сильного ребенка, родственники подчас не замечают, как в своем стремлении к идеализации подстегивают его обидными словами и подбивают ему самооценку.

А это очень влияет на качество жизни. Ребята, страдающие комплексом неполноценности, чаще других подвергаются издевательствам со стороны сверстников. Здоровая самооценка в конфликтных ситуациях помогает найти изящный ответ и не принять плохие слова на свой счет. Уверенность в себе благоприятно сказывается и на способностях к обучению. Поэтому давайте разберемся, какие действия родителей являются табу в отношении детей.

Недостаточно хороший

Ребенок-и-мать
 

Разлитый чадом компот сопровождается возгласами: «откуда у тебя руки растут», «аккуратнее мог», «вот неряшливый», «руки-крюки». За разбитую или сломанную вещь мы говорим: «вечно ты все портишь», «умеешь только ломать, а построить нет», «больше я тебе ничего не куплю». Любая ошибка или поведение ребенка, несоответствующее социальным нормам, вызывает в нас злость: «ты дурак», «совсем глупый», «бестолочь», «мне хочется провалиться сквозь землю со стыда», «что люди о тебе подумают». Мы постоянно сравнивают своего ребенка с другими: «вот Маша – хорошая девочка, а ты», «Петя отличник, а ты», «Вова уже умеет на двухколесном велосипеде ездить, а ты». Все сказанные нами в сердцах слова еще и подкрепляются ужасающим тоном и гримасой со сдвинутыми бровями. Мы всем своим видом показываем, что ребенок нас не устраивает, тем самым принижая его и взращивая в нем низкую самооценку.

Слишком сложные задачи

домашнее-задание
 

«Как по-английски будет «нам нужна раскладушка в номер»? Не знаешь!? А чему ты два года уже учишься!?» «Наш Петя уже четыре месяца ходит на аэробику. Ну, ка, покажи сальто! Не можешь!?» «Посчитай нас всех, умножь на два и раздели на количество стульев. Сколько не хватает? В смысле, вы в третьем классе еще не проходили деление!?» После таких заявлений можно больше ничего не говорить, дети сами сделают однозначные выводы в своей никчемности.

Даже заботливый папа, решивший помочь с уроками, может так запутать чадо своими разъяснениями, что ему останется лишь уйти в глухую оборону: «Я не понимаю, не знаю, не могу, не хочу».

В любых ситуациях вспоминайте о возрасте ребенка, тогда идей требовать от него взрослых умений не возникнет.

Недоверие

Чувство собственного достоинства у ребенка формируется через мнение о нем близких и путем изучения, что они могут сделать самостоятельно без помощи взрослых. «Отойди, я сама сделаю», «у тебя не получится», «ты не знаешь, как надо» – очень губительные фразы для личности. Вполне логично, если чадо решит, что ни на что сам не способен.

Отец-с-сыном-в-мастерской
 

Чрезмерная опека над ребенком и желание везде постелить соломку тоже негативно сказывается на уверенности в себе. Не нужно ходить попятам за пятилеткой и страховать его на детской площадке. Дайте уже ему в руки ножницы, просто приобретите детские. Позвольте самому разогреть еду в микроволновке и налить молока в стакан. Пусть сам моет руки и складывает одежду. Чем больше у детей возможности проявиться и положиться на себя, тем больше у них уверенности.

Нет ответственности за действия

Некоторые родители впадают в другую крайность – не дают ребенку развить чувство ответственности за свои поступки. Боясь сгубить личность, мама и папа не воспитывают чадо и потакают всем его выходкам. Подумаешь, вытащил из кошелька карточку и не помнит, куда спрятал. Можно же всей семьей искать ее два дня, заблокировать и получить в банке новую. Не ругать же его за это. Может, ругать и не нужно, а вот на просьбы купить мороженое или игрушку, смело следует сказать, что карты нет, денег нет, платить нечем. И обязательно объясните, что плохие поступки никогда не поздно начать исправлять, а хорошие влияют на жизнь не меньше.

Игнорирование успехов

Игнор-успехов
 

Конечно, дырка на куртке, разрисованные фломастером стены или двойка в дневнике намного заметнее, чем построенная ребенком космическая станция или слепленный из пластилина динозавр. Но постоянное сосредоточивание на ошибках и промахах, и регулярное игнорирование всего хорошего, что человек сделал за день, неизбежно приводит к заниженной самооценки сына или дочери.

Ситуации неконтролируемого стресса

На новизну организм реагирует стрессом. Когда воздействие невозможно предсказать, к нему не получается приспособиться и от него нельзя избавиться возникает неконтролируемый стресс. Человек, который длительное время оказывается в такой ситуации, начинает испытывать выученную беспомощность. Наступает отчаяние, чувство, что от тебя ничего не зависит, в результате личность смиряется и перестает на что-то претендовать.

грустный-ребенок-2
 

Неконтролируемый стресс в фашистских лагерях применяли для подавления роли заключенных, и по сей день осознанно используют для дрессировки животных. Такой метод эффективен при управлении коллективом. Чем непонятнее задача, тем послушнее подопечный. Например, внезапная двойка по предмету за то, что во время урока ученик рисовал в тетради. Или требование учителя физкультуры мыть пол во время занятия.

Родители тоже неосознанно могут развить в ребенке выученную беспомощность. Например, папа не разрешает купить игровую приставку, никакие просьбы и хорошие оценки не меняют его мнение. И вот, когда сын уже лишился всякой надежды и смирился, в доме появляется желаемая вещь. Психика ребенка не понимает причинно-следственных связей. Все вокруг становится нестабильным. Даже от близких людей не знаешь, что ожидать и как они себя поведут. Появляется неконтролируемый стресс.

Чрезмерное давление

Постоянное социальное давление также приводит к выученной беспомощности. Проигравший однажды ребенок быстро восстановится. Но если это становится регулярной практикой, личность ломается и начинает бояться любых испытаний, дабы избежать провала. Чадо может отказываться от участия в соревнованиях, испытывать страх перед контрольными и заболевать перед экзаменами. Любому человеку необходимо чувствовать успех и, хотя бы изредка, побеждать. Поэтому никогда не делайте упор на то, что у сына или дочери не получается. Не стоит нанимать преподавателей на предметы, по которым ребенок отстает. Сделайте упор на то, что у него получается, и в чем он испытывает удовольствие от своих побед.