Невероятные приключения Дизеля - человека и топлива

Невероятные приключения Дизеля - человека и топлива
Ушлый Рудольф
130 лет назад, 23 февраля 1893 года, Рудольф Дизель получил патент на «Метод и аппарат для преобразования высокой температуры в работу». То есть на дизельную установку, на основе которой позже создал двигатель. Поначалу он использовался на кораблях, локомотивах и в грузовых автомобилях. Компактный дизель для легкового авто появился через 23 года после загадочной смерти конструктора. Его детищу предстояло пережить взлет и гонения.

Дизель в качестве топлива для легковушек еще четверть века назад мало кого интересовал. И тут в 1997-м появляется Киотский протокол. Тогда мы еще наивно верили в озоновые дыры и в то, что все это действительно защита природы. Вот дизель и оказался на коне: экономичный и СО в выхлопах гораздо меньше, чем в бензиновом.

Владельцы авто на дизеле получали налоговые льготы и скидку на парковку, о достоинствах «экологичного» топлива кричали на всех углах, а автопроизводителям пришлось вложить миллионы евро в усовершенствование дизельных двигателей, чтобы подтянуть те характеристики, по которым они уступали бензиновым.

Окупить инвестиции не успели. У «зеленых» появилась новая игрушка: оксиды азота (NOx). Высокое содержание этого соединения в выхлопах дизеля объявили причиной аллергий и астмы, а также рака, инфаркта, инсульта и даже диабета. Автоконцернам приставили нож к горлу: сделать дизель чище. Казалось, они справились с задачей: скажем, в 2009-м дизельный Volkswagen Jetta получил награду «Зеленый автомобиль года». Вот только через шесть лет выяснилось: технари Volkswagen не смогли снизить концентрацию NOx. Зато разработали программное обеспечение, позволяющее временно уменьшать содержание вредных веществ - на тестах для сертификации. Другие крупные автопроизводители и вовсе сертификацию проводили в Нидерландах, на Мальте или в Люксембурге, где это можно сделать в частной конторе. В скандале засветились многие, в том числе Mercedes-Benz, BMW, Opel, Renault.

«Поначалу
Поначалу дизельная установка была огромной, поэтому могла использоваться только на кораблях 

Тут подоспела очередная «зеленая» идея - электромобили. Дизель тут же впал в немилость. Таким авто запретили въезд в некоторые города, в авангарде, как обычно, оказалась Германия. Штутгарт, Мюнхен, Берлин, Гамбург объявили свою территорию чистой, а власти грозились запретить дизельные двигатели к 2022 году совсем. И что? Да ничего. Немцы по-прежнему ездят на дизеле. Просто автомобиль должен соответствовать стандарту «Евро-6», а значит, быть оснащен дорогостоящей системой рециркуляции выхлопа. Автопроизводителям эта «зеленая» повестка на руку: потребитель не будет ездить на одной машине 20 лет. Его вынудят покупать новую или дооснащать имеющуюся.

Интересно: если электромобили станут массовым явлением, заметят ли экологи проблемы с утилизацией аккумуляторов, выросшим расходом углеводородов на электростанциях (электричество же нужно вырабатывать), опасность для окружающей среды при добыче лития? И что они тогда предложат взамен?

Концы в воду

Рудольф Дизель исчез 110 лет назад, и загадка до сих пор не раскрыта. Последнее, что известно, и то со слов двух его приятелей: 29 сентября 1913 года в Антверпене изобретатель поднялся на борт парома «Дрезден». Он следовал в Лондон на открытие завода по производству двигателей. Это должно было поправить его пошатнувшиеся дела, и 55-летний конструктор пребывал в отличном настроении. Поужинал с коллегами, попросил стюарда разбудить утром в 6:15. Больше Дизеля никто не видел.

Утром на палубе нашли его плащ и шляпу, а в запертой каюте - разложенную на койке пижаму и висящие на стене часы. Не было бумажника или документов, ничего, что точно принадлежало Дизелю. Версии самоубийства и убийства рассыпались - ни одной улики. Случайное падение за борт исключалось из-за высоких перил. Обнаружилось, что в списках пассажиров нет фамилии Дизель.

При этом через некоторое время семья Рудольфа расплатилась с немалыми долгами, невнятно объясняя происхождение средств. Похоже, изобретатель исчез намеренно, и на судне был не он, поскольку никто на пароме, кроме инженеров Георга Грейса и Альфреда Люкмана (приятелей Дизеля), а также того самого стюарда, не смог припомнить похожего на нашего героя мужчину. Вероятно, это был подставной пассажир, Рудольф же под чужим именем тихо смылся. И наиболее подходящим для него местом в этих обстоятельствах выглядит Россия. Ведь Дизель посещал нашу страну, близко общался с Нобелями, и нефтепромышленники вполне могли помочь ему устроиться на новом месте.