Рафаэль сходил с ума от «булочек» музы

«Рафаэль и Форнарина», 1814 г., Жан Огюст Доминик Энгр, Колумбийский музей искусств, США
«Рафаэль и Форнарина», 1814 г., Жан Огюст Доминик Энгр, Колумбийский музей искусств, США
Ирония судьбы: ты можешь быть гением, придворным художником самого папы римского, создавать божественные полотна, которыми будут восхищаться миллионы. Но пройдут века, и те же почитатели с серьезным видом станут наводить справки: а правда ли их кумир закончил дни в постели с любовницей, не сумев обуздать горячий темперамент? Не говорите, что вам по барабану. Запрос «Умер ли Рафаэль во время секса?» весьма популярен в Интернете. Прикоснемся и мы к деликатной теме. Заодно напомним: в конце марта со дня рождения мастера эпохи Возрождения исполняется 540 лет.

В Италии выражение «умер, как Рафаэль» до сих пор означает: отошел в мир иной на пике мужских возможностей. Скончался на любовном ложе. Печально, что художника участь сия постигла в 37 лет. Но это, по нынешним меркам, непростительно рано. А 500 лет назад почти четыре десятка за спиной - срок солидный. Главное же - как годы прожиты. Масштаб творческого наследия мастера не обсуждаем. А вот на сердечных победах затормозим. Впрочем, красавцу художнику и завоевывать никого не приходилось - дамы почитали за честь оказаться в его объятиях. Что толкало самого Рафаэля бесконечно менять партнерш? Возможно, то, что в восемь лет мальчик остался без мамы, Марджи Чарлы, а когда отец, Джованни Санти, женился снова, настрадался от холодности его новой супруги. С тех пор он отчаянно искал женщину, которая одарит теплом и лаской. Неслучайно Рафаэля называют «мастером мадонн»: изображение благочестивых, заботливых и нежных дам - основной мотив его полотен.

Мастер и Маргарита

Маргариту Лути - главную женщину своей жизни - художник встретил, когда искал модель для картины на мифологический сюжет. 17-летняя дочь булочника - Форнарина - очаровала его.

-Так вот же она, Психея! - с ходу заявил мастер. И предложил красотке трудоустроиться к нему натурщицей. Серьезность намерений подкрепил 3 тыс. золотых монет, вручив их отцу девушки. Они же устранили препятствие в виде жениха - помолвку отложили. Позже, когда юноша показался слишком навязчивым, его просто упекли в тюрьму. Некрасиво - но что не сделаешь ради искусства. Отныне почти у всех мадонн Рафаэля будет лицо Маргариты.

«Портрет молодой женщины (Форнарина)», 1518 – 1519 гг., Рафаэль Санти, палаццо Барберини, Рим. На браслете дамы - имя художника
«Портрет молодой женщины (Форнарина)», 1518 – 1519 гг., Рафаэль Санти, палаццо Барберини, Рим.

В служении живописи «маленькая Форнарина», как называл ее художник, добралась до его постели. Налитые «булочки» - пышные груди Маргариты - сводили мастера с ума. Влюбленные так увлекались наедине, что живописец чуть не сорвал выгодный заказ. К счастью, знатный вельможа, дворец которого расписывал Санти, вошел в положение и выделил для его возлюбленной комнату. Обласканная покровителями, Форнарина быстро привыкла к роскоши, от которой, увы, у нее снесло крышу. Прелестница крутила романы с учениками сердечного друга, пока тот буквально за стенкой создавал шедевры. Под ее чары попал и хозяин дворца. Но по ночам муза была горяча, и Рафаэль не замечал подвоха.

Жертва «короны»

Что случилось между влюбленными в Страстную пятницу, 6 апреля 1540 года, никто не скажет. Но факт, что художник скончался после свидания с Маргаритой, неоспорим. Возможно, причиной трагедии стал оторвавшийся при интенсивной нагрузке тромб, и версия, что Форнарина заездила кавалера, не лишена смысла. Однако пару лет назад, в разгар коронавирусной инфекции, появились данные, что за восемь дней до рокового свидания у Рафаэля отмечались симптомы, характерные для коварной болезни. Было тяжело дышать, мучил кашель, поднялась температура. Местные эскулапы провели кровопускание, что усугубило ситуацию. Художник почувствовал слабость и через сутки умер. Незадолго до смерти он составил завещание и часть имущества отписал любимой. Та могла бы вести безбедную жизнь знатной дамы, но превратилась в дорогую куртизанку. Выйдя в тираж, доживала век в монастыре.


Художник престола

  • 26 или 28 марта 1483 г. Родился в Урбино (Италия), в семье художника.
  • 1500. Поступил для обучения в мастерскую выдающегося художника того времени Пьетро Перуджино. Первые самостоятельные произведения: «Мадонна Конестабиле», «Сон рыцаря», «Святой Георгий».
  • 1504. Отправился во Флоренцию, где стены городской ратуши расписывают Леонардо да Винчи и Микеланджело, - учиться у них. Создавал образ Мадонны - не менее десяти произведений («Мадонна со щегленком», «Положение во гроб» и др.).
  • 1508. По приглашению Папы Римского Юлия II переехал в Рим, где получил должность «художника апостольского престола». Начал роспись парадных покоев (станц) Ватиканского дворца.
  • 1514. Руководил строительством собора Святого Петра.
  • 1515. Стал комиссаром по древностям: занимался изучением и охраной античных памятников, контролировал археологические раскопки.
  • 1519. Написал свое самое прославленное произведение - «Сикстинскую мадонну».
  • 6 апреля 1520 г. Умер в Риме. Похоронен в Пантеоне. На могиле надпись: «Здесь лежит Рафаэль, которого природа боялась превзойти, когда он жил, и, когда он умер, она боялась, что умрет с ним».

Кстати

  • В отличие от современника Леонардо да Винчи, склонного к медитации и депрессии, Рафаэль работал быстро и написал много. Возможно, этому способствовали бурные связи с дамами, чего у Леонардо не наблюдалось. Впрочем, приписываемые да Винчи гомосексуальные интересы не подтверждаются. Возможно, его связывали нежные чувства с Чечилией Галлерани («Дама с горностаем»).