Игорь Самойлов: «В кинодраматургии очень важно постоянно пробовать, писать, экспериментировать, находить свой собственный стиль»

Игорь Самойлов
Игорь Самойлов
В современном мире, чтобы быть успешным писателем и сценаристом, человеку необходимо не только обладать определенным набором навыков и талантов, но и еще быть усердным, целеустремленным и трудолюбивым автором.

Сегодня писатель и сценарист — это, прежде всего, креативный мыслитель, глубокий наблюдатель, мастер структуры и диалогов, а также ориентированный на постоянное развитие и открытый к сотрудничеству специалист. Ярким примером совмещения всех этих качеств в одном человеке является Игорь Самойлов, писатель, сценарист, предприниматель и музыкант, автор таких известных фантастических романов, как «Ёрт бы побрал этого Гвидония», «Врата небесные» и «Игра теней. Архивы Логри». Игорь является победителем международных фестивалей, а также участником профессиональных писательских ассоциаций.

— Игорь, вы построили успешную писательскую карьеру, а ваша дебютная книга уже на старте получила большое количество хороших отзывов читателей, критиков и награду на международном фестивале «Аэлита». Как вы считаете, в чем ваш самый главный секрет?

— Вопрос достаточно комплексный. Это как с советами по написанию успешного произведения. Но старт моей писательской карьеры действительно сложился, как мне показалось, достаточно легко. Однако, это не был одномоментный прорыв. Наверное, самый главный мой секрет кроется в подходе к творчеству. Я всегда вдохновляюсь как жизненным опытом, так и простыми вещами: природой, общением, богатым полетом фантазии и даже своим академическим прошлым. Совместно с моим жизненным принципом, согласно которому я всегда стремлюсь доводить дело до конца, этот симбиоз дает свои плоды. Важно будет добавить, что в любом виде творчества каждый автор всегда старается выработать свой собственный стиль, собственный почерк. В этом вопросе я всегда стараюсь отражать ту действительность, которую я вижу, свои интересы, свои стороны личности в немного иной форме, дающей волю фантазии читателя.

— Литературные конкурсы и фестивали — это неотъемлемая часть писательской карьеры. Расскажите, создавали ли вы произведение для непосредственного участия в конкурсе?

— Конкурсы и фестивали — это, скорее, вторичный этап. Книга, конечно, не пишется за один день, даже не за один месяц. Чаще всего такая объемная и кропотливая работа требует от полугода до года. У меня никогда не было цели на самом первом этапе работы заявить произведение на конкретный конкурс. Понимание того, куда можно пойти с произведением, приходит в процессе работы, когда появляется полное видение результата, атмосферы, а не только идеи. Конечно, лучше всего определить возможности участия с книгой в различных конкурсах и фестивалях можно только после ее выхода, когда появляются отзывы читателей, критиков. В данном случае можно взять во внимание взгляд со стороны на собственную работу.

— Как выглядит ваш идеальный рабочий день?

— Зависит от того, что у меня в фокусе внимания в плане рабочего проекта. Если говорить про работу над литературными произведениями и сценариями, то я пишу по утрам. Утро — это для меня самый продуктивный, плодотворный период и самая творчески значимая часть дня: примерно с 8 до 10 утра, иногда до 10:30. После я переключаюсь на родительские заботы: занимаюсь с сыном, отвожу его в школу, забираю. Во второй половине дня также работаю над музыкой, если есть проекты такого плана, и провожу встречи.

— Расскажите, как вы начинали работать со сценариями?

— На мою карьеру и жизнь в целом очень большое влияние оказали дети. Я считаю, именно рождение детей стало важнейшей вехой в жизни, которая кардинально изменила взгляд на очень многие вещи. И отцовство во многом стало причиной моего творческого развития. Так произошло и с областью кинодраматургии. Моя дочь заканчивала университет киноискусства по специальности монтажера, и для съемки выпускной работы я взялся за сценарий ее проекта, при этом выступая попутно в качестве композитора. Проект имел фантастический сюжет, что близко мне по литературному направлению, а снимали мы его в США. И за время работы меня так увлек этот процесс, мне настолько сильно понравилось работать в этом направлении, что я принял решение продолжить писать сценарии и снимать собственные короткометражные фильмы. Впоследствии я создал около 10 таких проектов.

— Почему вы решили не останавливаться снимать короткометражное кино?

— Тут я бы хотел выделить несколько причин. В первую очередь, небольшие фильмы помогают при задействовании сравнительно невысоких бюджетов показать свои собственные навыки, попробовать реализовать различные идеи. В кинодраматургии, как и в классической драматургии, очень важно постоянно пробовать, писать, экспериментировать, находить свой собственный стиль. Короткий метр помогает сделать это наиболее быстро, погрузиться в различные истории и увидеть результат в скором времени.

Многие даже рассматривают короткометражные картины в качестве отличного старта карьеры сценариста как раз за счет этого периода проб и ошибок, особенно если мы говорим про взаимодействие со студиями и продюсерами. Согласитесь, намного проще несколько раз переписать весь сценарий, если он небольшой, чем вложить огромное количество сил в первую работу и получить задание изменить практически все в ней.

Единственным важным недостатком небольших фильмов в контексте кинодраматургии является невозможность наиболее полно и красочно раскрыть детали своего сюжета, персонажей, погрузить зрителя во все тонкости выстроенной истории. Более того, иногда это сложно сделать даже в работе с крупными картинами.

— Насколько нам известно из открытых источников, вы также занимались строительным бизнесом. Расскажите, как он повлиял на ваш творческий путь?

— Вопрос многогранный. С одной стороны, занятие искусством и творчеством всегда требует больших вложений не только времени, но и денег. В этом плане бизнес помог мне финансировать свое творческое развитие. С другой стороны, все стороны личности человека, как правило, переплетаются. Как говорят, талантливый человек талантлив во всем. Строительный бизнес даже с точки зрения творчества прекрасная возможность воочию увидеть материализацию своих собственных идей, увидеть и пройти весь процесс от зарождения идеи, перенесения ее на бумагу, до конечной реализации полезного для многих людей проекта. Это очень захватывающий процесс.

При моем участии мы строили недвижимость в городе Тюмень абсолютно разного плана: офисные, производственные, жилые комплексы. Вообще, Тюмень — это один из самых быстрорастущих городов не только России, но и Европы. Это мой родной город, который я люблю всем сердцем. Даже при написании своих произведений я вдохновляюсь этим прекрасным городом, его природой, жителями, интересными людьми и встречами.

— Игорь, а какую роль в вашем профессиональном развитии играют членство в профессиональных ассоциациях и медийные проекты?

Профессиональные ассоциации дают отличную возможность личного общения с коллегами, писателями, сценаристами, известными и талантливыми людьми. Такие встречи зачастую помогают взглянуть на множество вещей под новым углом, найти вдохновение в неожиданных вещах, а также просто расширить свое представление о жизненных процессах. К примеру, сегодня я являюсь членом Интернационального союза писателей и Союза писателей России, и я очень горд быть в каждой ассоциации вместе с другими уважаемыми людьми.

Еще я достаточно долгое время был директором и сооснователем просветительского благотворительного проекта «Русская неделя», во время работы с которым получил неоценимый опыт организации мероприятий, развития культурных и нравственных ценностей, вовлечения людей, продвижения творчества совершенно разных личностей и коллективов. В рамках проекта мы неоднократно участвовали в фестивале «Радонеж», одном из ведущих мировых религиозных и духовно-нравственных фестивалей.

— Как вы считаете, что самое главное в творчестве?

— Очень важно, как я считаю, для автора нести в мир разумное, доброе и вечное. Например, в современной литературе, особенно в России, уже давно сложилась тенденция, в рамках которой положительные персонажи представляются достаточно скудно. Я же всегда стараюсь ввести положительного героя, раскрыть его через его собственный выбор, который и определяет не только вымышленного персонажа, но и человека в целом. Персонаж может иметь массу отрицательных качеств, но его выбор — это то, что имеет значение. Важно сегодня показать, что каждый из нас внутри имеет хорошее начало, в глубине мы все, как и персонажи литературы или кинематографа, способны на хорошие и добрые поступки.

Анна Попова