Кем была на самом деле легендарная воровка Мурка

Кадр из телесериала «Мурка»
Героиня песни - Мария Климова. Кадр из телесериала «Мурка» (реж. – А. Розенберг, Я. Мочалов; в главной роли – М. Луговая), 2016
Наиболее вероятные версии о прототипах Мурки

Всякий человек, выросший в СССР или после его распада, помнит эпизод из культового телесериала «Место встречи изменить нельзя», в котором уголовник по кличке Промокашка просит внедренного в банду милиционера Шарапова сыграть ему на пианино «Мурку».

Шарапов, пытаясь убедить бандитов в том, что он «честный фраер», исполняет популярную мелодию, и Промокашка подпевает дурным голосом: «Эх, кольца и браслеты, шляпки и жакеты разве ж я тебе не покупал?». Сегодня, после выхода в эфир телесериала «Мурка», многие уверены, что у героини песни был прототип — реальная женщина, спецагент МУРа и НКВД Мария Климова. Но так ли это на самом деле?

Неблатной шансон

Сюжет песни прост и драматичен. Некий лирический герой рассказывает о своей любви к Мурке, отчаянной и удачливой воровке, которую уважали все бандиты города Одессы: «Речь держала баба, звали ее Мурка, хитрая и умная была! Даже злые урки все боялись Мурки, воровскую жизнь она вела».

В итоге уркаганы узнают, что Мурка — двойной агент Губчека под прикрытием (в другой версии МУРа — Московского уголовного розыска, откуда и кличка Мурка), и убивают ее: «пулю ты за это получай».

На самом деле у блатного шансона имеется вполне литературный вариант. Песню сочинил известный в СССР эстрадный автор и сценарист Яков Ядов, и поначалу она относилась к жанру «жестокого романса». Более того, песня была официально издана в одном из песенных сборников.

Шедевр, что называется, пошел в народ и быстро сделался достоянием городского фольклора. То есть зажил собственной творческой жизнью. Известно, как минимум, до двадцати вариантов текста.

Начиная с 20-х годов песня о любви, предательстве и мести сделалась настоящим «хитом» блатного и дворового репертуара. Ее распевали под гитару во дворах и на воровских «малинах», часто заказывали мотив в ресторанах. «Мурку» исполнял в своих джазовых концертах самый знаменитый советский шансонье Леонид Утесов. При этом, как часто бывает, за выдуманным расхожим сюжетом люди пытались найти реальную историю.

Кадр из телесериала «Мурка»
Кадр из телесериала «Мурка»

Ликвидация Бриллианта

Самая распространенная версия — за героиней блатной песни скрывается некто Маруся Климова, оперативница вовсе не МУРа, а столичного ГПУ. Она входила в группу московских чекистов под руководством Берга и в Одессу приехала с миссией внедрения в банду Бриллианта, одного из главарей преступного мира тогдашней России. Задача Мурки заключалась в том, чтобы ликвидировать авторитета.

Маруся выдала себя за известную уголовницу Маргариту (Марго) Дмитриевскую, которая якобы эмигрировала в Румынию вместе со знаменитым анархистом «батькой» Нестором Махно. Оказалось, однако, что это не так, Дмитриевская находилась в борделе под Одессой, куда ее сдали сами бандиты, и легенда Маруси была раскрыта. Уголовники жестоко расправились с Муркой, что и запечатлел финал блатной песни.

И вот тут сразу же появляются варианты фабулы. Якобы на самом деле Марусе Климовой удалось уйти от бандитского возмездия; она благополучно дослужилась до капитана НКВД и была снята с учета только в 1952 году. Фотографии легендарной оперативницы и ее личное дело якобы были уничтожены, сохранилась только карточка снятия с учета. В 1952-м Марии Климовой как раз исполнилось 55 лет, возраст выхода на пенсию.

Кадр из телесериала «Мурка»
Кадр из телесериала «Мурка»

Девушка из «Бристоля»

Впрочем, существует и другая версия событий, связанная вовсе не с Одессой, а другим портовым городом — Ленинградом. Действие этой истории происходило не в начале двадцатых, а в 1926-м, и фамилия героини была вовсе не Климова. Мария Евдокимова служила в ленинградской милиции. Юную красивую девушку удалось внедрить в «осиное гнездо» лиговских бандитов — трактир «Бристоль». Маша тогда только начала свою службу, и никто из уголовников ее знать не мог.

Девушка «работала» под так называемую «хипесницу», то есть женщину, которая предлагает мужчине свои сексуальные услуги, вымогает у доверчивого клиента деньги, после чего внезапно появляется ее «муж». Евдокимова убедила хозяина в том, что ей необходимо на некоторое время «затихариться», и он взял ее на подсобные работы.

За месяц наблюдения Мария собрала все необходимые сведения и даже сумела раскрыть личность «крота» в органах милиции. После чего уголовный розыск Ленинграда устроил масштабную облаву на «Бристоль». Операция сразу же обросла мифическими подробностями. Якобы оперативники прибыли к месту облавы на десяти автомобилях и захватили несколько десятков «воров в законе».

Так это или не так - не столь уж важно. Бесспорно то, что ленинградская история ни в чем не уступает одесской и тоже вполне годится для сюжета очередного телесериала. Ну, а знаменитая «Мурка» еще долго будет оставаться в «золотом фонде» русского шансона.






Режиссер «Весны на Заречной улице» Марлен Хуциев крал посуду в ресторанах
Прирожденные убийцы: брюнеты чаще других промышляют воровством, а блондины жульничают