И целого таланта мало: блистательный успех уличного художника
Стремительное развитие уличного искусства, стрит-арта, его общественное приятие и признание, сама масштабность этого вида творчества открыли перед молодыми художниками немыслимые ранее возможности. Пока мастера «старой школы» продолжают аккуратно выдавливать краску из тюбиков на холст, молодёжь заливает фасады зданий из вёдер и баллончиков. Из мастерских изобразительное искусство вышло на улицы, где холст — сам город. Как и любое искусство, стрит-арт несёт в себе огромный заряд амбиций, желания влиять на умы и выделяться на фоне других. Здесь мало места для посредственностей. Тон задают отличники. Как «пробиться» в стрит-арте, и что понадобится для успешной карьеры, которая принесет не только славу, но и финансовый успех? Своим опытом поделился Дмитрий Языков, тульский граффити-художник и предприниматель, член Евразийского художественного союза и Международного художественного фонда, автор научных статей на тему стрит-арта и культурологии, участник выставок Палисад 2.0, МОСХ России и Союза художников России Тулы.
Мотор образования
Мечта стать художником и создавать еще в детстве выражалась у Дмитрия в увлечении строительными конструктами и постоянном рисовании. Несомненно, сегодняшняя профессиональная состоятельность выросла из детской мечты — она сбылась. Художественная школа помогла поступить и закончить архитектурный факультет. Получить диплом граффити-художника просто негде. Дмитрий уверен, что архитекторы тоже художники, которые лучше мыслят в контексте городской среды. Он считает, что именно архитектурное образование помогло сформировать свой строгий, сдержанный почерк без излишнего буйства красок.
«Это может быть как минусом, когда мне сложнее импровизировать, так и плюсом: я могу точнее воплотить задуманное. Моё образование даёт преимущество в работе над крупными муралами, помогает увидеть лучшее решение» — отмечает Дмитрий Языков.
Диплом архитектора стал мощным фундаментом для решения задач со сложными композиционными и художественными решениями, которые нравятся Языкову.
Сила публичности
Любое направление в искусстве словно заключает творца в определённые рамки, мешая развитию, и тогда его задача за эти рамки выходить. Да и вообще выходить «в люди». Дмитрий регулярно участвует в традиционных выставках и конкурсах, считает, что интересно и полезно быть частью классического творчества, где по сравнению со стрит-арт фестивалями более ценен академизм.
В апреле этого года он участвовал в тульской выставке Союза художников РФ «Творчество молодых». Идея выполнить работу аэрозольными баллончиками, но в академической манере, дала результат: диплом второй степени. Ещё одно заметное событие этого года — 43-я Молодежная выставка МОСХ, проходившая в Москве, участниками которой были далеко не начинающие творцы, а профессионалы с большим опытом: Александр Ганьшин с работой «Всадник», Артем Данилов с гризайлью «Ночь дошла до предела, крикнул третий петух», Анна Марамыгина представила работу «Завтрак для муравья». Из двух тысяч работ искусствоведы отобрали треть, и одна из картин Дмитрия попала в экспозицию: портрет знаменитого футболиста «Ливерпуля» Вирджила Ван Дэйка. И сам спортсмен не остался равнодушен — оценил работу лайком в одной из социальных сетей.
Также Дмитрий является активным членом профессиональных сообществ, например, такой престижной организации, как Евразийский художественный союз. Вступление Дмитрия в Евразийский художественный союз было сложным, так как членство предназначено только для выдающихся и сформировавшихся художников, внесших вклад в развитие искусства. Это стало широким полем для презентации своего творчества, в том числе и за рубежом. Представители этого объединения живут в разных странах: Таиланде, Сербии, Италии, среди них известные художники и искусствоведы, академики, профессора. Под эгидой союза проходят «Art Geography Award», Российская неделя искусств, Международный художественный проект «Российская Премия Искусств» и т. д.
«Для меня это, в первую очередь, нетворкинг. Возможность обсудить общие моменты в творчестве, идеи, рабочие моменты, улучшить собственную узнаваемость, — объясняет Дмитрий Языков. — Именно активная публичность, известность и маркетинговая составляющая становится ключом к успеху».
Масштаб репутации
Со своей командой Дмитрий создал росписи уже в 40 городах России, и в столице в том числе. Московский офис автомобильной компании BMW украшен его муралом. Дмитрий считает эту работу значимой в своей карьере, ведь не заметить её сложно, и она сама по себе — лучшая рекомендация. Художник считает, что успех — это когда удаётся воплотить дорогостоящий проект в интересной локации для крупного бренда во взаимодействии с интересными, известными людьми. Но репутация, как и искусство, требует жертв. Иногда проекты долго согласовываются, в договорах появляются невыгодные пункты, заказчик даёт минимальные сроки на выполнение, и на это приходится идти, чтобы «сохранить лицо». Репутация ответственного специалиста в итоге монетизируется.
«Когда время поджимает, приходится рисовать в нерабочее время — вопрос репутации. И тогда у вас появятся заказчики, которые несмотря на более высокие, чем у конкурентов цены, вновь и вновь станут обращаться к вам,» — объясняет художник.
Такой подход позволяет ему поддерживать отношения с постоянными клиентами, среди которых администрация родной Тулы, города, вошедшего в топ 5 городов России по качеству жизни в 2023 году. Свой нынешний облик город обрел в том числе благодаря росписям Дмитрия, которых набралось уже более 10. Автор сыграл критическую роль в развитии творческих пространств и распространении стрит арта Тулы. Художник стремится к объёмным проектам, причины просты и понятны:
«Конечно, можно найти исключения из общей закономерности, но чем больше работа, тем она «громче». Такие работы чаще появляются в СМИ, соцсетях и вызывают резонанс. Это работает».
Размах амбиций
Да, в стрит-арте, особенно когда работа связана с коммерцией, не только содержание изображения, но и его размер имеет значение. Дмитрий, как руководитель проектов, ведёт статистику. За последние 6–7 лет он и его команда «раскрасили» немногим меньше двух футбольных полей — 12 тысяч квадратных метров. Ещё недавно это казалось ему большим достижением, но сейчас художник ставит перед собой цели значительно выше: 10 тысяч квадратных метров, и это не считает пределом. Преодоление максимальных задач — серьёзный стимул в работе, тем более когда квадратные метры обращаются в доходы. И плох тот художник, который не планирует «захват Мира».
«Даже если бы я был полностью обеспечен финансово, я продолжал бы рисовать. Это то, что мне больше всего нравится и от чего получаю максимальное удовольствие, — говорит Дмитрий Языков. — И я не боюсь будто бы всё начать заново».
Дмитрий собирается открыть граффити-студию за рубежом, попробовать себя в бизнесе в США и Европе. Работать в этом направлении помогают дружественные связи в среде художников по всему миру и мощное портфолио.
Анна Попова