«Дух Байкала»: о чем фильм и стоит ли смотреть

Кадр из фильма «Дух Байкала»
Кадр из фильма «Дух Байкала»
Обычно фильмы Михаила Расходникова принято бранить не стесняясь. Особенно недобрым словом поминают «Временные трудности» про ребенка с ДЦП, которого папа особенно жестоко учит побеждать болезнь. Во время показа фильма журналисты демонстративно покидали зал, а рецензенты называли кино этическим преступлением.

Учтя и суммируя негативный опыт, режиссер снял новое зрелище для семейного просмотра. Страх пережестить вылился в то, что  сложности, выпавшие на долю главного героя «Духа Байкала» выглядят такими понарошечными, что  в них не поверит и ребенок.

Зимой на деревню к бурятскому дедушке приезжают внук и папа. У отца с сыном мощный разлад то ли на почве смерти мамы-жены, то ли на фоне вечного глядения ребенка в мобильник. Ругаясь с наследником, отец чуть было не сбивает по дороге старика по типу «Морозко».

- А не духа ли Байкала ты встретил?! - мгновенно смекает бурятский дед, когда ему пересказывают инцидент.

Старичок всеми возможными способами хочет спасти отношения. Отца пытается приобщить к лепке поз (бурятских пельменей), а внука-заику Леньку берет с собой на зимнюю рыбалку и дает порулить колымагой по ледяным торосам.

Довольно скоро начинается то, за что рецензенты обозвали зрелище ремейком «Ежика в тумане». Внучок непонятным образом теряется на озере, и больше половины экранного времени его утомительно ищут отец и дед, оглашая темноту криками: «Ле-о-онька!»

Кадр из фильма «Дух Байкала»
Кадр из фильма «Дух Байкала» 

Как и многие фильмы последнего времени, «Дух Байкала» снят с защитным эпиграфом «зато так и было». В основе лежит реальная история, произошедшая в детстве с актером Мосэ Куртанидзе. Уроженец поселка Максимиха в Бурятии, Мосэ давным-давно заблудился на ледяном озере, но нашел выход к людям.

(В фильме Мосэ играет роль папы Давида, человека с бородой и зверским лицом, не меняющимся на протяжении всего кино. Когда папа едет «спасать» заблудившихся деда с внуком, очень хочется, чтобы он их не нашел.)

Волки в поезде

Съемки велись в настоящих локациях, киноэкспедиция провела полтора месяца на льду  Байкала. Причем, как рассказывал режиссер, на лютом холоде даже веганы оценили прелесть сала: оно не замерзало, и небольшой кусочек давал силы и энергию для работы.

И тем не менее - странное дело - ощущение опасности из фильма ушло. В сорокаградусный мороз, в страшную бурю и опасность для подростка, оставшегося в одиночестве в темноте, - не веришь. Странновато выглядят незамерзающие слезы на лице главного героя и загадочный монтаж: только что на экране было темно, хоть глаз выколи, а через мгновение - уже и туман рассеялся, и предрассветное солнышко выглянуло.

Для пущей страсти в финале кино внедрили сцену с волками: дрессированных животных везли из Москвы с приключениями, в пути авто перевернулось, зверей пересаживали на поезд... Но эффект от волков получился меньше, чем у пресловутого волка из бояковской постановки «Лавр»: мелькнули бесславно и без саспенса.

Кадр из фильма «Дух Байкала»
Кадр из фильма «Дух Байкала» 

А вот что получилось действительно ярким, так это актерский тандем 14-летнего Ильи Рязанова и бурятского актера Олега Бабуева в роли дедушки. Это вторая кинороль в карьере Бабуева после снятого без малого 40 лет назад «Дерсу Узала». Незамысловатое общение дедушки-выпивохи и городского внука вызывало смех в зале. Особенно порадовал вопрос Леньки, почему дед называет его «матети». Не на бурятском ли это? И диалог о гаишниках и духах.

- Разве можно пить за рулем? А гаишники? - недоумевает внук, только что рассуждавший о том, что не верит в духов, которым оставляет пару капель водки дед.

- А я в них не верю! - крякает старик. - Никогда здесь их не видел.

В принципе, как справедливо заметили во время пресс-конференции, «Дух Байкала» можно назвать жанровым кино про спасение. Такие фильмы сейчас безумно популярны, и можно вспомнить успех «Выжившего» с Леонардо ДиКаприо или «Жизнь Пи».

 

Наверное, и «Дух Байкала» тоже сыщет своего зрителя, учитывая, что фильму обещан самый широкий прокат, а режиссеру Расходникову можно было вообще ни с чем не заморачиваться.  Его картина - это тот вид «семейного кино», в котором антураж первой половины фильма гораздо важнее всего остального.

Кстати, если говорить о пользе от кино, то она уже есть: съемки оказались важными для живой природы озера. Во время работы киногруппе удалось спасти новорожденного детеныша нерпы, которого хотели заклевать вороны. Нерпенка называли Ленькой, сняли в эпизоде и отнесли в нерпинтарий, где животное обитает по сей день и радует посетителей.