Где на самом деле прячется смерть Кощея

Виктор Васнецов, «Кощей Бессмертный» (1926 г.)

Родившимся 29 февраля «повезло» не только отмечать свой главный день раз в четыре года, но и разделить эту радость с самим Кощеем Бессмертным. Да, представьте, в это время вспоминают главного злыдня славянского пантеона. Кощей - бог разрушения, безумия, повелитель мира мертвых. В общем, не существо, а редиска. Кстати, есть и хорошая новость: Кощей не бессмертен. И отправить супостата в небытие со всем его коварством в придачу по силам всякому. Надо лишь немного напрячься.

В разных источниках этого персонажа представляют по-разному: то он Кощей, то Кащей. И это не вариации написания, а разные воплощения одной сущности - такой вот герой-многостаночник. Слово «Кощей» может происходить от слова «кость» - что понятно: в сказках он скелет-доходяга - в чем только жизнь держится. А вот «Кащей», вероятно, связан с «кастью» - «пакостью»: «на что ни взглянет - все вянет». Есть предположение, что Кощей - воплощение темного божества холода Карачуна (Крачуна). Так же называется зимний солнцеворот и связанный с ним праздник. Кощуны - это и колдуны, и особые знания для наблюдения за движением Солнца, которыми обладали волхвы.

Константин Лавроненко, «Последний богатырь» (2017 г.) 

Еще одна интерпретация имени - в переводе с древнеиндийского kocagara означает «хранитель казны». Вот и у Пушкина «…там царь Кощей над златом чахнет». В такой трактовке Кощей выступает властителем подземного царства, где хранятся несметные богатства.

Николай Боярский, «Новогодние приключения Маши и Вити» (1975 г.) 

Родственники за границей

Образ Кощея Бессмертного в славянском фольклоре вдохновил авторов популярных произведений на создание аналогичных персонажей.

Белые ходоки и Король Ночи в книге Джорджа Мартина «Игра престолов» и снятом по ней сериалу, как и наш Бессмертный, пришли из земель, где всегда зима. Носят броню, похожую на Кощееву. Она из магического льда, который крепче металла.

Волан-де-Морт в серии романов и фильмов о Гарри Поттере разделил душу на кусочки и спрятал в разных предметах - крестражах. У Кощея похожая история с иглой, хранящейся в яйце.

Федор Лавров, «По щучьему велению» (2003 г.) 

Во «Властелине колец» Толкина тоже есть аналогия с крестражами. Главный злодей Средиземья Саурон заключил свою мощь в кольце, и, пока кольцо существовало, он был неубиваем.

«Доспехи мне! Меч-кладенец! Копье-самотык!» - требует Кощей в телесказке «Новогодние приключения Маши и Вити». Похожие техсредства описаны опять же у Толкина. Меч Нарсил - клинок, которым с пальца Саурона было срублено волшебное кольцо.

Александр Филиппенко, «Там, на неведомых дорожках» (1982 г.) 

Вместилище души

В современных фэнтези маг, превратившийся в нежить, называется лич (англ. lich, или lych, или нем. die Leiche - «труп»). Прежде чем стать им, колдун приносит человеческую жертву и заключает свою душу в особый предмет - филактерию. Наш Кощей - лич в чистом виде, а яйцо, где спрятана его душа, она же смерть, - филактерия. К слову, у иудеев филактерия, или тфилин, - черные коробочки с длинным ремнем из кожи кошерного животного - элемент молитвенного облачения. Одно из этих приспособлений крепится на лоб. Ленты другого обматывают вокруг руки, а сама она крепится на бицепс. Внутри коробочек находятся тексты из Торы.

Олег Табаков, «После дождичка в четверг» (1985 г.) 

Змей окаянный

Собиратель русского фольклора Александр Афанасьев полагал, что Кощей Бессмертный - практически одно лицо со Змеем Горынычем: «…Кощей играет ту же роль скупого хранителя сокровищ и опасного похитителя красавиц, что и змей; оба они равно враждебны сказочным героям и свободно заменяют друг друга, так что в одной и той же сказке в одном варианте действующим лицом выводится змей, а в другом - Кощей».

Суть в яйце

По старославянскому обычаю, в полночь с 29 февраля на 1 марта нужно раздавить в руке сырое куриное яйцо - и Кощею придет конец. А поскольку он символизирует зиму, заодно можно прогнать морозы и метели. Чтобы сработало наверняка, яйцо лучше взять то, что снесла курица на Рождество. Сейчас уже не проверим, а в следующем году не забудьте. Кстати, яичко хоть и хрупкое, а размять его в ладони не так-то просто. Тренируйтесь.

На съемках сказки в 1944 г. Милляр весил 48 кг 

Кожа да кости

Лучший Кощей всех времен и народов, он же Баба-яга, он же черт, он же Георгий Милляр, родился в Москве чуть более 120 лет назад - 7 ноября 1903 года. Его отец - французский инженер-мостостроитель, мама - дочь русского золотопромышленника. Де Милье - настоящая фамилия Георгия Францевича. Он получил блестящее образование, играл в театре, а в кино был согласен на самые несимпатичные типажи. О Бабе-яге говорил так: «Не женская это роль. Какая актриса позволит сделать себя такой страшной на экране? А я все стерплю». Фильм режиссера Александра Роу «Кащей Бессмертный» (1944 г.) снимали в эвакуации в Душанбе, где актер подхватил малярию. За две недели похудел до 48 кг - даже грим не понадобился, только волосы и брови сбрили. Говорят, еще в Москве Милляр обошел оставшиеся церкви, чтобы посмотреть, как иконописцы изображали черта. В итоге образ заимствовали с третьего всадника на картине Виктора Васнецова «Четыре всадника Апокалипсиса». Премьера фильма состоялась 9 мая 1945 года, и Кащей стал для зрителей олицетворением перемолотых в труху фашистов. Сам же Милляр говорил о нем так: «Каждая эпоха выявляет своего Кащея, и в этом смысле он бессмертен».

Игорь Ясулович, «Лиловый шар» (1988 г.) 

Кстати