Приводила во дворец мужчин и ходила без покрывала: как реальная Хюррем из «Великолепного века» ломала традиции

Приводила во дворец мужчин и ходила без покрывала: как реальная Хюррем из «Великолепного века» ломала традиции
Хюррем
В сериале «Великолепный век» было показано много выдумок. Однако в некоторых моментах сценаристы оказались слишком добры к главной героине. Ведь реальная Хюррем порой творила такое, что сериальная даже в страшном сне не могла себе представить.

Пришедшая в гарем великого султана Сулеймана Хан Хазрет Лери с русских земель Александра, впоследствии ставшая Хюррем или Роксоланой, должна была выучить новые правила, за нарушение которых можно было не только попасть в темницу, но и лишиться жизни самым мучительным способом. В первых эпизодах «Великолепного века» зрителям показывают, как Хюррем пытается прижиться в Топкапы, где-то смиренно склоняя голову перед существующим порядком, а где-то откровенно бунтуя.

Став свободной женщиной и законной женой падишаха, Хюррем-султан получила такую свободу действий по сюжету сериала, что многие рабыни могли ей только позавидовать. Но до своего исторического прототипа героине было далеко.

Конечно, мы сейчас не может точно знать, что происходило при дворе султана Сулеймана в 16 веке. Однако существует немало литературы, в которой описываются будни государя Османской империи и его семьи. В одном из таких произведений автор Осипа Назарука рассказывает о том, что вытворяла Хюррем, поражая правоверных мусульман.

Ломала традиции султанша основательно. В книге «Роксолана. Маленькая рабыня, всемогущая повелительница» указано, что госпожа приводила в гарем мужчин, тогда как в сериале такое представить сложно. Даже когда сам Ибрагим-паша захотел войти в святая святых дворца султана, главный евнух Сюмбюль-ага пришел в шок и попытался остановить главного визиря и зятя Сулеймана.

А реальная Хюррем приглашала художников, поэтов и других ученых мужей, которые уж точно не имели никакого отношения к правящей династии османов. В сериале госпожа никогда так не рисковала, предпочитая встречаться с интересующими ее мужчинами либо на нейтральных территориях дворца, либо вообще за его пределами:

«Хасеки Хуррем расхаживала по всему сералю без покрывала и даже отваживалась допускать к себе живописцев-иноземцев, которые проводили целые часы в ее покоях, работая над ее портретами. Такого еще не видывали во дворце. Правоверные мусульмане косо поглядывали на посторонних мужчин, беспрепятственно входивших в покои гарема, но никто не отваживался выказать недовольство - уж слишком велик был риск вызвать гнев султана. Даже улемы и проповедники мирились с новыми обычаями, ибо каждую святую пятницу Хуррем можно было видеть в главной мечети Цареграда. Со временем они свыклись с этим и даже сами являлись просить милости у хасеки Хуррем. И тогда тесно становилось в ее покоях. Бывали здесь ученые и поэты, живописцы и зодчие, духовные лица и военачальники. И каждого она принимала с радостью, и каждый выходил от нее, пораженный ее живым умом и проявлением интереса к их делам».