Алла Сурикова весело отметила юбилей

Знаменитый комедиограф много лет прожила в гостинице с дочкой

Знаменитый комедиограф много лет прожила в гостинице с дочкой


В Доме Актера на Арбате кинорежиссер Алла СУРИКОВА отметила 75-летие. Атмосфера вечера была такой уютной, домашней, располагающей к веселью, что множество приглашенных гостей не хотели расходиться допоздна.


- Поздравительных телеграмм было очень много, и директор Дома Актера Игорь Золотовицкий, чтобы не превращать вечер в официоз, предложил юбилярше: «Давайте, вы будете называть какую-нибудь цифру, а я - зачитывать». И Алла Ильинична объявляла: «Три!» - Золотовицкий зачитывал третью телеграмму, потом - тринадцать и так далее, - поделилась гостья вечера - актриса Ольга Прокофьева. - Студенты Суриковой сняли интересный ролик. Показали очень интересный и смешной фильм о героине вечера. Я знакома с Аллой Ильиничной еще со времен «Московских каникул», снявшись там в эпизоде. А сейчас снялась в ее новой картине «Полный вперед». И во время торжества Алла Ильинична вдруг объявила, что мне вручается приз фестиваля «Кинотаврик» как лучшей актрисе этого фильма. Я была очень смущена, что все внимание гостей хозяйка праздника переключила на меня. Но она такая везде и во всем, всегда всех окружает вниманием. Помню, отсняли мы дубль, и она позвала: «Оля, подойди». Я подумала, наверное, что-то не так. А Алла Ильинична говорит: «Хочешь конфетку? Вот эту или эту? Выбирай!»






Алла СУРИКОВА

Алла СУРИКОВА

- Я примчалась после спектакля, к сожалению, под самый конец и не увидела замечательных капустников, которые разыгрывались актерами, - говорит Нонна Гришаева. - Но все равно даже этот кусочек вечера, который я успела захватить, доставил мне много удовольствия. Я люблю фильмы Аллы Суриковой. А в «Московских каникулах» снималась в эпизоде с исполнителем главной роли Леонидом Ярмольником. После этого Алла Ильинична пригласила меня на «Кинотавр». Тогда, двадцать лет назад, было очень престижно попасть на этот фестиваль. И я, молодая актриса, сыгравшая только эпизод в картине Аллы Суриквой, прошла по красной дорожке вместе с ней.
Актриса Людмила Поргина, жена актера Николая Караченцова, дружит с Аллой Суриковой со времен культового фильма «Человек с бульвара Капуцинов».
- Когда Алла Ильинична пригласила Колю в свой фильм, - рассказывает Людмила Андреевна. - Он не сразу себя увидел в этой роли. Но Алла стала ему показывать и рассказывать. А обаяния и юмора ей ведь не занимать, и Коля начал смеяться и согласился. Юбилейный ее вечер был очень-очень домашний. Ведь что интересно, она дружит со всеми своими актерами. Коля Аллу обожает! Он говорит, что бесплатно, в эпизоде, прямо в инвалидной коляске с удовольствием снялся бы в ее новой картине. Алла Ильинична добрейший и светлейший человек-праздник. Она никогда не жалуется на жизнь. Если не дадут деньги на картину, плакать не станет, а найдет выход. Но такому талантливому и светлому режиссеру, как Алла Сурикова, я считаю, надо давать деньги на фильмы всегда. И мы, артисты, готовы под этим подписаться.






Нонна ГРИШАЕВА, Алла СУРИКОВА

Нонна ГРИШАЕВА, Алла СУРИКОВА


Мечты, мечты…


Мало кто знает, что путь в кино у Аллы Суриковой был непростой. Родилась, жила и училась будущий комедиограф в Киеве и мечтала стать кинорежиссером. Дядя, художник, отвел ее однажды на студию имени Довженко к режиссеру
- Тот, побеседовав со мной, сказал, что самое большее, что мне светит - стать помощником режиссера, - вспоминает с улыбкой Алла Ильинична. - Тогда другой дядя, актер, который жил в Одессе, показал меня профессору Голубинскому. Помню, читала я монолог из пьесы Островского. Профессора очень покоробил мой украинский выговор, и он так меня обрезал, что желание стать актрисой пропало. Я поступила на филологический и занялась наукой: математической лингвистикой. Защитила кандидатскую диссертацию.
Несмотря на успехи, Аллу продолжало тянуть в кино. И в одночасье она бросает науку и устраивается на телевидение, а потом на киностудию имени Довженко. Алла мечтает о Москве. Первый раз она приезжает туда в 1966 году.
-  В МГУ проходил международный симпозиум. Приехала я  в качестве научного работника лаборатории математической лингвистики. Я - в мини-платье и на высоких каблуках. За мной ухаживают сразу два итальянца и один русский. С одним из итальянцев я гуляла  вокруг МГУ, а потом русский парень (кстати, он  стал довольно известным оператором) на своем мотоцикле вез меня по ночной Москве. И вот мы несемся по ночному городу. Москва пустая тогда была. И я такая счастливая, - вспоминает Сурикова.
Но как же кино? Алла решается еще на один шаг. Художник Театра на Таганке Давид Боровский устраивает ей прослушивание у художественного руководителя театра Юрия Любимова.
- Помню, читала Вознесенского. Любимов выслушал меня и сказал: «Я не смогу вам помочь. У меня даже Зина Славина получает 80 рублей в месяц, и ей жить негде. Вы же занимаетесь наукой, сдали кандидатский минимум, и я вам советую не бросать». Через какое-то время я сделала второй заход на Москву, поступив на Высшие режиссерские курсы, - рассказывает Сурикова.






Ольга КАБО, Алла СУРИКОВА, Ольга ПРОКОФЬЕВА

Ольга КАБО, Алла СУРИКОВА, Ольга ПРОКОФЬЕВА


Штурм Москвы


Покидая родной город, Алла оставляла там большую любовь.
-  Киев - очень красивый город. Но как сказал однажды о нем Петр Наумович Фоменко, это «город круглых затылков». Я-то эти затылки познала, они  выталкивали меня из Киева. После окончания  Высших курсов дипломный  фильм меня  послали снимать на Украину. Я сделала полудокументальный фильм о танцевальном ансамбле имени П. Вирского, а потом - детскую картину, которую в Киеве просто «забодали». Тогда я  поняла окончательно, что надо «линять» оттуда. В то время у меня была романтическая история любви с гражданским мужем Володей. Но я понимала, что и она бесперспективна. Переезжая в Москву, еще надеялась, что роман наш продлится. Володя приезжал ко мне с собакой. Но как-то однажды я уходила на студию, а он с Боем остался стоять на остановке. Красивая гордая собака породы лайка и рядом красивый гордый мужчина. И я поняла в тот момент, что прощаюсь с ними навсегда. Володе нечего было делать в Москве. Мы даже общались между собой исключительно на украинском языке, - рассказывает Алла Ильинична.
- Людей мне поначалу в Москве не хватало, - продолжает она свои воспоминания. - Не хватало одноклассников и тех, с кем занималась в университете. На Высших режиссерских курсах учились люди со всех концов Советского Союза, но после разъехались кто куда. Но постепенно я стала находить друзей. Художник Игорь Дементьев подарил мне дружбу с Петром Фоменко, с которым он ставил спектакли. Он пришел уже зрелым человеком на Высшие курсы, но потом все- таки уехал. Москва выдавила его в Америку. Георгий Николаевич Данелия подружил меня со сценаристом и писателем Викторией Токаревой и известным актером Леонидом Куравлевым. Я бывала в гостях у Эмиля Брагинского, водила дружбу со сценаристом и драматургом Валентином Азерниковым, любила бывать в мастерской скульпторов Николая Силиса и Владимира Лэмпорта. У них бывали писатель Юрий Коваль и кинорежиссер Александр Митта. Я впитывала Москву жадно, и, конечно, временами получала по мордасам. Фигурально. Где-то обманули, где-то недодали, куда-то не пустили. Но это все были мелочи по сравнению с тем, что я любила Москву и хотела тут жить. А жить мне было негде. Я ходила по улицам и заглядывала в чужие окна. «Вот тут люди живут и вот тут тоже, - думала я, - а я нигде не живу».
Несколько лет Алла Сурикова прожила в номере гостиницы «Мосфильм» с дочкой-школьницей.
-  У меня в номере был телефон, и все постояльцы ходили ко мне звонить. Потом у меня появилась электроплитка, и все стали заглядывать ко мне, чтобы поесть. Однажды я праздновала на студии день рождения, и, как всегда, не хватило, все потом завалились ко мне. Публика собралась разнообразная: и маститые, и те, кто был еще не известен и хотел быть поближе к маститым. Пришел какой-то парень с дорогущим французским коньяком. Но никто из гостей уже не захотел пить, и тогда он стал поливать пол коньяком. Этот запах, помню, в моем номере не выветривался долго. - рассказывает, смеясь, Алла Ильинична. - Я влюблялась в Москву с каждым днем все больше, я вгрызалась в нее, веря, что обязательно буду тут жить.






Николай КАРАЧЕНЦОВ и Людмила ПОРГИНА

Николай КАРАЧЕНЦОВ и Людмила ПОРГИНА


Козел по кличке Гриша


Все фильмы Аллы Суриковой со временем только крепчают и становятся еще интереснее. Как она сама выражается, «они настаиваются», как хороший коньяк. Секрет ее успеха как комедиографа прост. «Я люблю людей», - говорит Сурикова. О всех своих картинах Алла Ильинична вспоминает охотно:
- Мне близка картина «Суета сует», потому что там Фрунзик Мкртчан и Галя Польских, потому, что это первая моя картина на «Мосфильме» и потому что она получила приз за режиссуру на фестивале. Сценарий фильма «Человек с бульвара Капуцинов» лежал шесть лет на «Мосфильме», и все мужики боялись за него браться, и только по женскому легкомыслию можно было в это влезть. А один приятель рассказывал мне, как однажды пришла к нему девушка, которая ему нравилась, но у него были определенные цели. Он решил поставить какое-нибудь эротическое кино для нее, а поставил «Чокнутые». «Она весь вечер так хорошо смеялась, - признался он мне, - что я на ней женился».
Об актерах Алла Сурикова никогда не отзывается плохо или негативно. На площадке у нее шутки, смех и праздник. А вот животных снимать, по ее собственному признанию, бывает непросто.
- В картине «Дети понедельника» снимался козел по кличке Гриша. Вел себя соответственно. Как только команда «мотор», так он упирается, как козел, а как только «стоп», делает все, что надо. Я командую: «Мотор!», пленка идет, козел ничего не делает, а оператор, которого тоже звали Гриша, вслух считает: «Два доллара, два доллара, два доллара». Пленка-то дорогая, - вспоминает со смехом Алла Ильинична.
Жизнеутверждающей позиции Аллы Суриковой можно только позавидовать. Если большинству из нас бывает достаточно пустяка, чтобы «все достало», она умеет не замечать. Например, плюет на пробки. И пока машина простаивает, смотрит фильмы или слушает аудио-книги. «А то времени нет посмотреть и почитать что-нибудь стоящее».
Сурикова считает, что чего нам серьезно не хватает, так это юмора и самоиронии.
- Уж лучше показывать голые зады, чем по ним стрелять, - убеждена она.



автор