Куда пропала красавица Оксана из «Вечеров на хуторе близ Диканьки»

Кадр из фильма «Вечера на хуторе близ Диканьки»
Кадр из фильма «Вечера на хуторе близ Диканьки»
Встречая на улицах Киева актрису Людмилу Мызникову, многие из тех, кто видел знаменитый фильм Александра Роу, не подозревают, что перед ними — исполнительница главной женской роли

Синеглазая капризная красавица с черными косами, самозабвенно любующаяся собой в зеркале, и сегодня тревожит сердца зрителей — стоит появиться на экране фильму «Вечера на хуторе близ Диканьки». Актриса Людмила Мызникова до сих пор с удовольствием вспоминает то время — еще бы, ведь она тогда была юной 19-летней «чаровницей», вслед которой оборачивались все мужчины! Девушка прекрасно понимала, насколько она хороша, идя по улице, то и дело поглядывала на свое отражение в стеклянных витринах. Словом, не только внешностью, но и характером была вылитая Оксана из повести Николая Гоголя!

Девушка в белой шубке

Кадр из фильма «Вечера на хуторе близ Диканьки»
Кадр из фильма «Вечера на хуторе близ Диканьки»

Видимо, это сходство уловил опытный режиссер Александр Роу, когда увидел идущую по коридору киностудии девушку в белоснежной шубке. «Вот же она — наша Оксана!» - темпераментно воскликнул Роу и подбежал к Людмиле, которая в тот день приехала на кинопробы для другого фильма.

И Людмила стала Оксаной — несмотря на то, что претенденток на выигрышную роль у знаменитого режиссера было более пяти тысяч, и героиня в общем-то была уже утверждена. Интуиция Роу не подвела: сегодня уже невозможно представить себе другую Оксану.

Людмиле предстояло уехать на съемки очень далеко от Киева — в холодный Мурманск, ведь нужно было снять настоящую зиму, с сугробами и замерзшей рекой. Мама не хотела отпускать 20-летнюю дочку в такую даль.

Но за дело взялся режиссер — Александр Артурович сам приехал домой к Мызниковой и убедил ее маму, что все будет хорошо. Людмила Николаевна с теплом и благодарностью вспоминает своего режиссера и говорит, что он был таким внимательным и заботливым не только по отношению к ней, но и по отношению ко всем своим артистам.

Холодно-горячо

Кадр из фильма «Вечера на хуторе близ Диканьки»
Кадр из фильма «Вечера на хуторе близ Диканьки»

Начало мая на Кольском полуострове, неподалеку от Мурманска, где декораторы выстроили настоящий малороссийский хутор, выдалось снежным: вокруг — высокие сугробы, лед, холод.

Но обстановка внутри группы была, наоборот, очень теплая. Юная Людмила довольно быстро подружилась с коллегами, и роль у нее получалась. Вот только никак не могла заплакать в церкви. Тогда Александр Роу посоветовал девушке: «Вспомни о маме. Ты ведь соскучилась по ней, давно не видела...». Людмила подумала о далеком доме, о родителях — и слезы сами полились из глаз. Сцена была снята.

Пожалуй, самые тяжелые испытания во время съемок «Вечеров...» выпали на долю артиста Георгия Милляра, который играл Черта. Сначала планировали снимать сцену с нырянием в прорубь в павильоне «Мосфильма», но Милляр, который всегда относился к своей работе очень серьезно и все трюки выполнял сам, запротестовал: ненатурально получится! И в итоге артист отважно нырял в своем тоненьком костюмчике Черта в настоящую прорубь, при минусовой температуре.

Кстати: Александр Роу хотел назвать свой фильм «Ночь перед Рождеством» - ведь именно по этой повести был написан сценарий. Но комиссия «зарубила» название: ведь в СССР вовсю велась антирелигиозная пропаганда, слово «Рождество» вообще не рекомендовалось употреблять, а если уж возникала необходимость — оно писалось с маленькой буквы. Поэтому Роу был вынужден дать фильму название, под которым Гоголь объединил несколько своих ранних повестей: «Вечера на хуторе близ Диканьки».

 «Вот оно, счастье»

Кадр из фильма «Гроза над полями»
Кадр из фильма «Гроза над полями»

Успех картины, вышедшей на экраны в 1961 году, был ошеломляющим. Все пророчили красавице Оксане, Людмиле Мызниковой, успешную актерскую карьеру - ведь с такой внешностью и способностями, да еще после старта, данного самим Роу, только играть да играть! Но судьба Людмилы сложилась иначе.

Кадр из фильма «Два дня чудес»
Кадр из фильма «Два дня чудес»

«Вечера на хуторе близ Диканьки» - в сущности, единственная ее знаменитая картина. До этого был эпизод в «Грозе над полями», где ее фамилию даже не указали в титрах. В 1970-м Мызникова сыграла в фильме «Два дня чудес».

После «Диканьки» ей предлагали роли, но молодая актриса от них отказывалась, предпочтя работу на театральных подмостках. В те года судьба свела ее с будущей знаменитостью – режиссером Романом Виктюком, с которым они вместе служили в Киевском ТЮЗе. Но кинокарьера ее прервалась не просто на годы – на десятилетия, и только в середине 2000-х телезрители увидели актрису в эпизодах сериала «Возвращение Мухтара».

Так что же — Мызникова упустила свой шанс стать знаменитой артисткой, получить известность? Сама она так не считает.

Людмила Мызникова-Белинская сегодня, кадр Youtube
Людмила Мызникова-Белинская сегодня, кадр Youtube

Людмила Николаевна признается, что по-настоящему счастлива. Параллельно актерскому, она получила серьезное филологическое образование. А главное —более полувека она живет вместе с любимым мужем — писателем, драматургом и режиссером Олегом Белинским.

Супруги вырастили сына, помогают воспитывать внука. Людмила Мызникова-Белинская много времени проводит в храме, при котором они с мужем создали театр и назвали его «Мистериум». В театре играют любители — но такие одухотворенные и талантливые, что порой превосходят силой воздействия профессионалов. Людмила Николаевна убеждена: это потому, что в душе каждого из этих артистов — свет веры.

Кадр из передачи «Пусть говорят», Первый канал
Кадр из передачи «Пусть говорят», Первый канал

Сегодня, вспоминая себя, 19-летнюю взбалмошную девчонку, влюбленную в жизнь, повторяющую, подобно гоголевской Оксане: «Чудо, как я хороша!», Людмила Николаевна улыбается и прощает ее за легкомыслие и капризы. Впрочем, если бы она не была тогда именно такой, - мы бы не усаживались в который раз перед экранами телевизоров, чтобы снова и снова посмотреть на обворожительную Оксану в фильме «Вечера на хуторе близ Диканьки».






Иванушка умер в психдиспансере, а Оля и Яло спились: что стало с юными актерами из сказок Александра Роу
«Варвара-краса» Татьяна Клюева променяла ухлёстывавшего за ней Винокура на матроса Диму