Шесть театров – шесть лет тюрьмы: что довелось пережить первой советской женщине-режиссеру
27 августа исполняется 115 лет со дня, когда родилась Наталия Ильинична Сац. Сто лет назад, подростком, она создала и возглавила первый в мире детский театр, она стала первой в мире женщиной-оперным режиссером. Сац вынесла за свою жизнь такое, что сломало бы самых сильных мужчин.
Пропела музыку в годик
Вот уже почти сорок лет на Юго-Западе Москвы работает уникальный детский театр, украшенный Синей птицей. Эта птица – дань памяти отцу основательницы театра. В 1908 году друг семьи Константин Станиславский поставил на подмостках Московского художественного театра пьесу Метерлинка «Синяя птица», а Илья Сац написал к ней знаменитую музыку.
Отец композитор, мать – певица с оперным мягким контральто. Неудивительно, что у Наташи был идеальный музыкальный слух и любовь к сцене. Тем более что с самого начала жизни ее брали с собой на репетиции и выступления.
Есть даже такая история. Илья Сац никак не мог сочинить фрагмент, который бы передал горе ребенка. И находчивый папа отнял у годовалой Наташи бутылочку с кашей. Когда дитя заорало, музыка тут же родилась.
В своих воспоминаниях Наталия Ильинична говорила о том, что без отца ее характер ни за что не закалился бы настолько, чтобы она могла вынести все тяготы и лишения, с которыми ей предстояло столкнуться в будущем.
Педагог школьного возраста
Девочка росла на диво целеустремленной. Впечатлившись игрой Сергея Рахманинова, ребенок упорно занимался игрой на фортепиано. Первый выход Наташи на публику состоялся, когда ей не было и шести лет. А еще через шесть она уже давала уроки сольфеджио подружкам. Ей же давали уроки сценического мастерства педагоги студии МХАТа – друзья рано умершего отца.
К 1917 году Наташа уже сыграла несколько ролей в студии имени А.С. Грибоедова и окончила техникум по классу фортепиано.
После революции 1917 года Наташа искала возможности открытия театра для детей и неожиданно смогла получить поддержку самого наркома просвещения Анатолия Луначарского. Ей доверили руководство детским отделом Темусека (театрально-музыкальной секции Моссовета).
Началось все с одного утренника в неделю. Но 15-летней «режиссерше» этого было мало, и она, бомбардируя высокое начальство заявлениями и петициями, сумела добиться распоряжения о создании постоянно действующего детского театра.
Крыша у театра текла, в зале стояла минусовая температура, актеры репетировали в валенках и варежках. Но Наташе удавалось и сделать ремонт, и выбить дрова для отопления. Через два года помещение отобрали, после чего Наташа самовольно захватила полуразрушенный пустовавший кинотеатр. Пока она добивалась у Луначарского передачи под свое начало этого здания, там уже вовсю шли репетиции.
Порой взрослые актеры не воспринимали Наташу всерьез, а в учреждениях и инстанциях ее малолетство было серьезной препоной для ведения дел. Так, Наташа не смогла взять банковский кредит из-за того, что к тому времени еще не достигла совершеннолетия.
Границы таланту не помеха
Талант Наталии Ильиничны был замечен и за рубежом. В 30-х годах ее приглашали для постановки спектаклей в Берлин и Буэнос-Айрес. «Фальстаф» Верди был первой оперой, поставленной в Европе режиссером-женщиной. Позже была Аргентина с «Кавалером роз» Штрауса и «Женитьбой Фигаро» Моцарта. То, что постановки были на немецком и итальянском языках, не смутило Наталию Ильиничну, и спектакли прошли при полных аншлагах.
Она потеряла ребенка и чуть не стала инвалидом
Но в 1937 году пришла беда. Мужа Наташи Израиля Вейцера репрессировали, а ее арестовали и осудили на шесть лет лагерей как члена семьи врага народа. В первую же ночь, проведенную в Бутырке, Наталия совершенно поседела. Тогда она потеряла ребенка, перенесла первый инсульт, даже была частично парализована.
Но везение вкупе с недюжинной силой воли позволило ей подняться с инвалидного ложа и продолжить заниматься театром. В лагерях она создавала театральные кружки, режиссировала спектакли и агитационные представления. При этом даже в ватнике она выглядела и вела себя как царица.
После освобождения в 1943 году Наташе запрещено было проживание в Москве. Ей пришлось работать режиссером в захолустье около города Рыбинск, а потом переехать в Алма-Ату, где она получила должность при Казахском драмтеатре. В 1945 году ей удалось создать Алма-Атинский детский театр, для которого построили чудесное здание с фонтаном.
В нем Наталия прослужила художественным руководителем и директором до самого дня, когда ей разрешили возвратиться в столицу в 1958 году.
Вперед, за Синей Птицей
Отдавая дань ее таланту режиссера и управленца, ей доверили Всероссийский гастрольный театр, а позже – детское отделение Мосэстрады. Только к 1965 году Наталия Ильинична смогла осуществить свою мечту. Открылся детский музыкальный театр, в котором Наталия до конца жизни была руководителем.
Вначале у театра не было своего здания, но это не мешало труппе Сац собирать аншлаги по всему миру. Только в 1979 году был открыт тот театр, который мы знаем сегодня: Московский государственный детский музыкальный театр на проспекте Вернадского.
Наталия Сац прожила невероятно интересную жизнь. За отмеренное ей время она создала шесть детских театров, среди них первый в мире детский драмтеатр и первый в мире музыкальный детский театр. В ее жизни была и любовь, и сказки, и прекрасные рыцари. Она родила троих детей, которые выросли достойными творческими людьми.
В 1993 году Наталии Ильиничны не стало. Но пока продолжается ее дело, будет жива и память о первой в СССР женщине-режиссере.