На Земле обнаружены следы древней космической катастрофы

Кратер в Гренландии
Кратеры образуются в результате падения огромных небесных тел / Источник: Андрей Кара/"КП"
Ученые Университета Канзаса нашли в Гренландии огромный кратер, который образовался в результате падения астероида

Исследователи Университета Канзаса с помощью радиолокационного зондирования обнаружили огромный кратер под ледником Гайавата в Гренландии. Он находится на километровой глубине под поверхностью льда, поэтому его очертания хорошо сохранились. Диаметр гигантской воронки составляет 31 километр. Вероятнее всего, ширина астероида, оставившего такой шрам на земной поверхности, достигала одного километра.

Кратер в Гренландии

Последнее исследование ледника Гайавата проводилось в 2016 году. Самолет, пролетевший над территорией, собрал данные о поверхности, которая скрывается под толщей льда. Ученые сопоставили полученные результаты с такими же данными за 1997 и 2014 годы. Благодаря этому удалось выявить серьезное понижение рельефа под ледником и установить наличие кратера глубиной 320 метров.

Анализы осадков, образующихся в результате отложения осадочного материала талыми водами ледника, показал наличие непривычно большого количества золота, кобальта, никеля, хрома и металлов платиновой группы. Это может свидетельствовать о том, что астероид состоял из редких метеоритных пород.

Ученые пытаются установить детали и время произошедшей космической катастрофы. Найденная астроблема входит в число 25 крупнейших кратеров на Земле. Скорость врезавшегося в Землю астероида могла достигать 20 километров в секунду, а его диаметр наверняка составлял не менее 1,5 километра. Удар вызвал серьезные разрушения земных пород в эпицентре, а также мог изменить климат в Северном полушарии планеты. Возможные последствия невозможно точно установить, потому что исследователи не знают, существовал ледник на тот момент или нет. Предположительно, падение астероида произошло в плейстоцене — геологической эпохе, начавшейся 2,5 миллиона лет назад и закончившейся 12 тысяч лет назад, сообщает журнал Science Advances.