Светлана Рябова: с Гурченко обсуждала личное, а Миронов возил ее на Арбат
27 марта, в Международный день театра, 60-летие отметила обаятельная народная артистка России Светлана Рябова. В кино и на сцене родного Театра сатиры она играет романтичных и волевых женщин в поисках любви. А что происходит в жизни самой Светланы Леонидовны, мы узнали у нее лично.
- День рождения отметила на сцене Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко - в мюзикле Павла Сафонова «Свидание в Москве» с симфоническим оркестром Юрия Башмета, - начала рассказ Светлана Рябова. - Я ведь не только драматическая, но и поющая актриса. В этой постановке играет и поет очень сложную партию и моя младшая 22-летняя дочка - Екатерина Рябова, выпускница Щукинского училища, которая с этого года стала актрисой «Ленкома». Там Катя исполняет главную роль в легендарном спектакле «Юнона и Авось». Старшей дочке Саше - 25. Она во ВГИКе училась на режиссерском, но ушла в Щукинское. Александра очень красиво рисует, у нее диплом с отличием художественной школы, участвовала в выставках. Дочки - мои радость и гордость.
- Помните себя в их возрасте?
- Хорошо помню. Я тогда после окончания Минского театрального института уехала в Москву учиться в Театральном училище им. Щукина. Моя мама была творческой личностью и во всем меня поддерживала. Понимала, что во мне есть актерское зерно. Плюс очень поддержали школьные учителя - одна математику, другая биологию преподавала. Я с ними была откровенна, они мне могли рассказать, каким мальчикам я нравлюсь. А когда узнали, что буду в театральный поступать, попросили что-нибудь почитать. Послушали и расплакались обе, что помогло мне поверить в себя... Я была домашней девочкой. Когда приехала в столицу, остановилась у знакомых в Люберцах. А сейчас уже давно своя квартира в центре Москвы, до Театра сатиры пешком хожу. Моей соседкой была Людмила Гурченко.
- Дружили с Людмилой Марковной?
- Когда в моей родной Белоруссии снимались и у нас была сцена в поезде, до и после сидели в вагоне-ресторане и на личные темы разговоры вели. Сразу почувствовали, что родные души, несмотря на разницу в возрасте. Она была искренна со мной, могла словом помочь. Потом она репетировала в Театре сатиры и услышала, как я распеваюсь. Сразу сказала: «Света, тебе надо петь! Ты понимаешь это?» Приходила ко мне на спектакль, сама просила.
После того как в 1984 году худрук Театра сатиры Валентин Плучек пригласил меня на работу, сразу попала в спектакль к Андрею Миронову «Прощай, конферансье!». Блистательный Андрей Александрович возил меня к общежитию на Арбате, где тогда жила. По дороге травил анекдоты, рассказывал смешные случаи…
- С какими чувствами вспоминаете свои звездные роли в фильмах «Ребро Адама» и «Ты у меня одна»?
- Очень их люблю и радуюсь, что люди до сих пор помнят эти картины. Я никогда не играла себя, ни одна моя героиня не была на меня похожа. Работать с Инной Чуриковой в «Ребре Адама» - как купаться в теплом море. Оно обнимает, и ты задыхаешься от той стихии, которую даже трудно понять. Например, мне трудно было на съемочной площадке заплакать. Все ждут, неудобно. Просят: «Света, когда будешь готова - скажи». И вот я вспоминаю самое страшное в моей жизни. А слез все нет, потому что и страшного особо нет. Вдруг всплывает один эпизод с мамой. Когда мы с ней завтракали, она наливала чай, и я увидела, что у нее дрожит рука. У мамы тогда были неприятности, и она сильно нервничала. Вспомнила - и сразу слезы ручьем. Инна Михайловна тогда тихо сказала: «Начинаем съемку, актриса готова». А я так боялась вздохнуть, чтобы не потерять это нужное состояние.
- Почему после такой звездной карьеры в 80-х и 90-х годах сейчас на экране вас не видно?
- Вначале отказывалась из-за маленьких дочек. Думала, успею еще. А вот и нет - все ушло. Я поддержки дома не чувствовала. Беспокоилась, на кого девочек оставлю, няням не доверяла, да и денег на них не было.
- В 90-е вся театральная Москва говорила о вашем романе с актером Андреем Барило, который, несмотря на то что младше на 12 лет, стал вашим супругом и отцом дочек. Но этот брак, увы, оказался недолгим…
- Я бы хотела попросить его имя больше не называть. Просто есть люди, которые мне не очень близки и не хочется о них говорить.
- Вы по характеру очень закрытый человек, совсем не актриса…
- Мне многие вещи не интересны. Например, книга Татьяны Егоровой о Миронове, сплетни на ТВ. Такие вещи просто не существуют для меня. Жизнь прекрасна и удивительна, и я хочу людям радость нести, а не грязное белье полоскать. В спектакле «Прощай, конферансье!» есть такая фраза: «Сцена - это не общественный туалет, куда можно забежать на минуточку в любое удобное для тебя время». У актеров должна быть ответственность перед зрителями.
- Вы сейчас замужем?
- Нет, свободна. О личном не люблю говорить. Но у меня никогда не было супруга-бизнесмена, как писали. Любовь - божий дар, это чувство дается не всем, его надо чем-то заслужить. И когда оно приходит - это такой подарок.