Драма жизни связистки Земляникиной: почему не сложилась карьера Галины Фигловской

Галина Фигловская
Галина Фигловская. Фото: кадр из фильма «Женя, Женечка и “Катюша”»
За всю историю советского кинематографа было немало случаев, когда актрисы получали шанс построить блистательную карьеру благодаря всего одной роли, но что-то им мешало. В такой ситуации оказалась и звезда военной драмы «Женя, Женечка и “Катюша”» Галина Фигловская.

Будущая актриса родилась в поселке Калининский Московской области 19 мая 1938 года. Уже во время учебы в школе Фигловская увлеклась самодеятельностью, однако о карьере в кинематографе не задумывалась. После получения аттестата она собиралась подавать документы в Московский химико-технологический институт имени Менделеева, однако по совету друзей решила попробовать поступить в Щукинское училище. Вскоре после зачисления начинающей артистке доверили роль в спектакле по пьесе Артура Миллера «После грехопадения».

Фигловская с энтузиазмом начала готовиться к постановке, репетировала днем и ночью, но на сцену так и не вышла. Спектакль с ее участием просто убрали из репертуара. Актриса испытала сильное разочарование и, все бросив, отправилась работать на завод. Хотя поговаривали, что у Фигловской случился нервный срыв из-за проблем в личной жизни. Ей приписывали роман с одним из артистов, после разрыва с которым она не хотела больше иметь отношения к миру театра и кино. Фигловскую потом долго пытались вернуть в профессию, предлагали самые разные роли, однако она не хотела возвращаться к прошлой жизни. И если бы не случайность, актриса так бы никому и не запомнилась.

Широкую известность Галине Викторовне принесла роль связистки Земляникиной в ленте «Женя, Женечка и “Катюша”». Изначально ее героиню должна была играть актриса Наталья Кустинская. Против кандидатуры красавицы с голливудской внешностью выступили режиссер ленты Владимир Мотыль и автор сценария Булат Окуджава. Руководство «Ленфильма» пошло им навстречу, и Мотыль срочно занялся поиском подходящей артистки. Владимир Яковлевич в итоге был вынужден обратиться в Щукинское училище с просьбой дать ему контакты выпускниц, у которых не задалась актерская карьера. Педагоги направили его к Фигловской.

Мотыль сразу же увидел в Галине Викторовне ту самую Земляникину, которую они задумали с Окуджавой. После первых проб Фигловскую утвердили на роль в военной драме, хотя сама актриса поначалу с неохотой согласилась на предложение известного режиссера. Только ознакомившись со сценарием, Галина Викторовна по-настоящему захотела сниматься в «Жене, Женечке и “Катюше”».

С этой картиной у Фигловской связана еще одна история. По сюжету в ее героиню, связистку Земляникину, были влюблены чуть ли не все мужские персонажи, включая тихого интеллигента Женю Колышкина в исполнении Олега Даля. В реальной же жизни актер постоянно насмехался над излишне серьезной Фигловской. При этом ходили слухи, что между партнерами по съемочной площадке может закрутиться роман. Правда, до этого так и не дошло.

После выхода фильма на широкие экраны Галина Викторовна проснулась знаменитой. Актриса с легкостью могла бы и дальше развивать свою карьеру в кинематографе, однако вместо этого она вернулась на оборонный завод. Позднее она получила еще один шанс блеснуть в профессии. Георгия Товстоногова зацепила Фигловская, и он пригласил ее в труппу Большого драматического театра. Артистка некоторое время играла в массовке, пока ей не представилась возможность исполнить главную героиню пьесы Радзинского «Еще раз про любовь» вместо Татьяны Дорониной. Но при этом Галина Викторовна все никак не могла прижиться в театре. Ходили слухи, что звезду недолюбливали в труппе, да и Товстоногов якобы разочаровался в ней.

Роль связистки Земляникиной так и осталась самой громкой в фильмографии Фигловской. Постепенно артистка перестала получать приглашения на съемки. В середине 1980-х она окончательно ушла из профессии.

Зато Фигловской повезло в любви. После первого неудачного опыта она смогла найти свое счастье. Избранником звезды стал сценарист Эдгар Дубровский. В их отношениях царили уважение и взаимопонимание. Даже когда Дубровский в 1961 году во время экспедиции на Памире попал в страшную аварию и лишился ноги, Фигловская его не бросила. К сожалению, это было не единственным испытанием, которое довелось пережить этой паре. В какой-то момент Галина Викторовна начала жаловаться на сильные боли в суставах. Врачи в итоге выявили у нее полиартрит.

Актеру казалось, что он не совершенен, и он топил тоску в алкоголе

Хотя Дубровский сам был инвалидом, он самоотверженно заботился о жене, из которой болезнь буквально высасывала жизненные силы. Даже когда Фигловскую парализовало, Эдгар Борисович продолжил за ней ухаживать. Он полностью взял на себя ведение хозяйства и помогал Галине Викторовне добираться до больницы, перенося ее на руках до машины.

Врачи так и не смогли помочь Галине Фигловской. Ее не стало 4 июня 2000 года. Звезде фильма «Женя, Женечка и “Катюша”» было всего 63. И хотя перед смертью актриса страшно страдала, она чувствовала поддержку любимого мужа. Дубровский пережил супругу на целых 16 лет. 84-летний сценарист ушел из жизни за два дня до Нового года – 29 декабря. Его похоронили рядом с Галиной Фигловской на Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге.






Родила от Янковского, верила в сглаз и умерла в забвении: печальная судьба актрисы цыганки Сони Тимофеевой
«Мой папа меня ругает»: как живет Дарья Мороз на фоне слухов о романе с Дрангой и отказе от актерской карьеры