X

Реки крови, слезы на площадке и запах ночной жизни: как снимали «Место встречи изменить нельзя»

Фото: кадр из фильма
Павильонные сцены «Места встречи...» снимались на Одесской киностудии, натурные – в Москве 70-х. В столице были свои сложности: на экране требовалось воссоздать послевоенное время.
Подпишитесь и читайте «Экспресс газету» в:

Конкина отчитали матом

Со съемок «Места...» Говорухин внезапно уехал в командировку в ГДР. На хозяйстве остался Высоцкий. Именно Владимир Семенович руководил съемками нескольких сцен. По возвращении режиссера все вздохнули с облегчением: бард с имиджем алкоголика оказался перфекционистом.

Больше всех от него доставалось Владимиру Конкину. Исполнители главных ролей постоянно орали друг на друга. Высоцкий мог начать кричать внезапно и не стеснялся в выражениях.

– Однажды отчитал меня матом, – делился Конкин. – При всех. Я едва сдержал слезы – было очень обидно. Ведь ничего ужасного не произошло – я всего лишь допустил оговорку.

Оказавшись в музее Одесской киностудии, фотокор «Экспресс газеты» Руслан Вороной примерил шляпу Жеглова и то самое кожаное пальто, которое покусала влюбленная поклонница барда
Оказавшись в музее Одесской киностудии, фотокор «Экспресс газеты» Руслан Вороной примерил шляпу Жеглова и то самое кожаное пальто, которое покусала влюбленная поклонница барда

Во время съемок сцен в воровской «малине» атмосфера накалилась до такой степени, что Конкин решил сбежать в Киев, даже собрал чемоданы. Ситуацию спас гениальный Виктор Павлов. Владимир пожаловался ему на жизнь, и тот внезапно начал читать сценарий вслух, будто это комедия!

– Я вдруг услышал этот текст по-новому. Серьезное отношение к роли убивало меня, я слишком напрягался и терял удовольствие от работы, – вспоминал Конкин. – И решил остаться.

Справедливости ради отметим, что и Высоцкому было не всегда комфортно на площадке. Когда снимали ночную милицейскую погоню, часть территории возле Большого театра была оцеплена, но наглые поклонницы прорывали ограждение. И однажды в перерыве съемочная группа услышала крик о помощи. На Высоцкого напала молодая особа. Вцепилась зубами в кожаное пальто, как бультерьер, и бард не мог разжать челюсти безумной.

Цена вопроса

Высоцкому, который очень любил деньги, было за что сердиться на Конкина. Ставка того как заслуженного артиста составляла 52 руб. А актеру Таганки, не имевшему регалий, платили всего 13 руб. в день. Позже Говорухину удалось выклянчить для Владимира нормальный гонорар - чуть больше 49 руб. В итоге Высоцкий получил 10 тыс. руб. - по советским временам безумные деньги. Почти столько (9800 руб.) стоил в то время самый главный советский представительский автомобиль – ГАЗ-24 «Волга». Или, например, трехкомнатная кооперативная квартира. И если б не закон о тунеядстве, на такие средства в СССР можно было сытно и весело жить года три, забыв о работе.

«»

Удовиченко пропахла ночной жизнью

Говорухин, по воспоминаниям артистов, любил перерывы и праздники. Однажды он отпустил съемочную группу «гулять по злачным местам». Лариса Удовиченко поняла это предложение буквально.

– На следующий день я даже боялась дышать на Высоцкого: от меня та-а-а-ак пахло ночной жизнью! – поделилась актриса. – Я очень неуютно себя чувствовала и готова была сквозь землю провалиться. Но Володя отвел меня в сторону, успокоил, сказал, чтобы я не переживала. А в довершение подарил жестяную банку английского Earl Grey, тогда это была большая редкость. И я целый день пила этот чай.

«»
Фото: кадр из фильма

Придя в себя, Лариса Ивановна сыграла сцену, украсив картину невольной импровизацией. Удовиченко не знала, как правильно писать – «облигация» или «аблигация», и честно спросила об этом Высоцкого. Тот сначала не понял и машинально ответил: «Облигация». А потом спохватился: какая, мол, «облигация»? Эпизод вышел натуральным, понравился Говорухину, и его включили в фильм.

«Подкидыш» довел Данилову до слез

Наталья Данилова (Варя) попала на съемки «Места встречи…» после того, как потеряла ребенка и развелась с дагестанским актером и режиссером Асхабом Абакаровым. А ей пришлось играть трогательную сцену: Варя, обнаружив младенца-подкидыша, бережно несет его, кладет на стол, пеленает... На Наташу обрушились эмоции. Она вышла из помещения на заплетающихся ногах, уткнулась в какую-то занавеску и горько заплакала.

«»
Фото: кадр из фильма

Не обращая внимания на ругающегося Говорухина, за ней следом выскочил Высоцкий. Он подошел к Наталье, попробовал успокоить, дал глотнуть коньяка (плоская бутылка всегда была в кармане). И Данилова все Высоцкому рассказала – как забеременела, как ее неправильно лечили, как пришлось сделать аборт, как тяжело и горько ей с тех пор становится каждый раз, когда она видит младенцев. Собралась и смогла доиграть сцену.

Варей могли бы стать Ольга Науменко, Ольга Яковлева или Ирина Азер (фотопробы, 1977 г.)
Варей могли бы стать Ольга Науменко, Ольга Яковлева или Ирина Азер (фотопробы, 1977 г.)

Кстати

  • В сценарии была постельная сцена Шарапова и Вари. Но эти кадры вырезали. По словам Конкина, трехсекундный эпизод, где герои просто «лежат под простынкой» (причем в одежде), сняли специально для цензоров – обратив внимание на эту сцену, они пощадили другие.

Кто еще в «Астории» поужинал

В роли «Астории» выступал ресторан «Центральный» на улице Горького. В сцене, где Александр Белявский (Фокс) пляшет с официанткой, за одним столиком с Жегловым сидит дочь писателя Аркадия ВайнераНаталья Дарьялова (1) и сын друга ВысоцкогоВадима Туманова. Вадим Туманов – младший (2) только-только поступил на журфак МГУ.

mn_10
Фото: кадр из фильма

В этом же эпизоде Андрей Градов (Тараскин) танцует с известной ныне телеведущей Ларисой Гузеевой – это ее первое появление на экране, а на заднем плане на саксофоне играет Сергей Мазаев («Моральный кодекс») (3). Он же мелькает в кадре в составе оркестра в четвертой серии – в кинотеатре перед показом фильма.

На месте гостиницы и ресторана «Центральный» совсем скоро откроется люксовый апарт-отель Corinthia
На месте гостиницы и ресторана «Центральный» совсем скоро откроется люксовый апарт-отель. Фото Руслана Вороного

Реки крови

Самым сложным эпизодом Говорухин называл сцену погони за Фоксом. Ее снимали целый месяц, а потом пришлось кое-что дорабатывать во время монтажа. Обе машины – и «Фердинанд», и «Студебеккер» – были в плачевном состоянии, едва двигались.

Большинство кадров погони снято на набережных Яузы, но один – в Одессе. Когда грузовик, падая в реку, перевернулся, каскадеры едва не погибли: одну дверь заклинило, пришлось вылезать через вторую.

Высоцкий все это время был в отпуске на Таити. Вернулся к концу съемок эпизода и работал в нем около двух часов. И получил травму. Роковым оказался кадр, когда Жеглов разбивает стекло «Фердинанда» и, высунувшись, стреляет. Стекло в окне автобуса оказалось почти 5-миллиметровой толщины. Владимиру Семеновичу удалось его выбить с третьей попытки. Он закричал: «Ну все, писец!», демонстрируя окровавленную руку.

– Реки крови! Хотя, казалось бы, всего лишь порез от осколка. Но такой глубокий! Не повезло Володе. Ему пришлось даже вечерний концерт отменить, – вспоминали потом участники тех съемок.

Полная «вырубка» Абдулова

Высоцкий пристроил в фильм не только Ивана Бортника, но и другого своего близкого друга – Всеволода Абдулова. Роль у него не центральная – муровец Петюня, но далась актеру с большим трудом.

Роль Александра Абдулова небольшая – шофер в банде «Черная кошка», но далась она ему очень тяжело. Накануне съемок – осенью 1977-го – актер попал в страшную аварию, три недели пролежал без сознания, потом долго приходил в себя, у него случились серьезные проблемы с памятью. Друзья – Высоцкий и Говорухин – предложили ему выбрать любую роль. Абдулов выбрал ту, что проще.

– И все равно случались моменты полной «вырубки» – не то что я текст забывал, я просто не мог понять, где нахожусь! Это так страшно, – признавался Александр Гаврилович.

Плевок в вечность

Сцена ликвидации банды снималась в доме 1/5 на Серебрянической набережной, где действительно когда-то был продуктовый. Однако вход в подвал магазина – бутафорский. Художники изготовили короб с высоким порогом и дверью-люком. «Бандиты» прятались в этой тесной коробке и вылезали наружу по команде.

Бортник и Высоцкий приехали на съемку со спектакля «Павшие и живые» в Театре на Таганке.

Здание на Серебрянической, 1/5 полностью перестроено. От бутафорского подвала не осталось и следа
Здание на Серебрянической, 1/5 полностью перестроено. От бутафорского подвала не осталось и следа. Фото Руслана Вороного

– Говорухин стоит мрачный, матерится, – рассказывал «Промокашка». – Не складывался эпизод: все выходят, бросают молча пистолеты, скучно, серо, однообразно… Станислав мне говорит: «Слушай, я тебя очень прошу, ну придумай что-нибудь». А время уже поджимает. Мы пошли с Володей вниз, в подвал, переодеваться. И тут мне пришла в голову мысль…

На выходе из подвала Бортник истерически запел блатную песню, стал ругать охранников, толкаться с ними… От неожиданности Высоцкий даже засмеялся. А Иван Сергеевич так увлекся, что плюнул Владимиру Семеновичу в лицо: «Мусора, суки…». Тот утерся, но охранники – статисты из числа бывших сотрудников МВД – тоже вошли в роль и принялись дубасить Бортника.

Оставить в фильме кадры, в которых уголовник плюет в лицо представителю власти, разумеется, не удалось.


Только факт

  • Увлеченный графикой Говорухин придумал и сам нарисовал углем на стене черную кошку, которая стала меткой его кинобанды.
«»
Фото: кадр из фильма

Ментовская пижама

Консультантом на фильме был заместитель министра МВД СССР генерал-лейтенант Константин Иванович Никитин. Он просил, чтобы Жеглов хотя бы раз показался на экране в милицейской форме.

– Просьбу уважаемого человека мне необходимо было выполнить, потому что за это я рассчитывал получить возможность оставить, к примеру, сцену, где Жеглов подбрасывает в карман Кирпичу кошелек, да и вообще предполагал, с какими огромными трудностями мы столкнемся при сдаче картины, – выдавал правду-матку Говорухин. – Но Высоцкий был неумолим: «Нет, форму я не надену ни за что!» Для него милиционер сталинских времен ассоциировался с теми людьми, которые творили то страшное беззаконие. Он столько был наслышан об этом и так больно это переживал, что все, что было связано с милицией, не переносил на дух. И тогда мне пришлось придумать Володе сцену, где он стоит у зеркала в кителе, рядом Шарапов. Текст звучит примерно такой:

– Вот, Шарапов, моя домашняя одежда, вроде пижамы.

– Почему? – спрашивает Шарапов.

– Да потому что никогда не носил. Да, наверное, и носить не придется.


Кстати

  • Несмотря на небольшой бюджет, режиссеру удалось отснять материала, которого хватило бы еще на две серии. Оставшиеся пленки то ли уничтожили, то ли сдали в архив Одесской киностудии, но потом их так никто и не нашел.
«Весь
Весь военный пролог пошел под нож. Фото: кадр из фильма
  • Фильм должен был начинаться с пролога, где Левченко выносил на себе раненого Шарапова. При этом они умудрились захватить «языка», которого сыграл сын Марины Влади и Робера Оссейна – Пьер Оссейн. Промокшие до нитки актеры дубль за дублем лезли в холодную воду. Однако эти кадры были вырезаны по решению телевизионного начальства. Когда закончились съемки, Владимир Конкин увидел на спине у Виктора Павлова следы от банок – тот слег с воспалением легких.






На эту тему: