Что на самом деле произошло между Бояковым и Дорониной
«Я работала в МХАТ имени Горького с декабря 2018 по март 2019. По приглашению Эдуарда Боякова. В первый день его прихода в театр в качестве руководителя пришла брать у него интервью для «Вечерней Москвы», по заданию редакции. Общались в репетиционном зале (у Боякова еще не было кабинета). Сергей Пускепалис, увидев меня, сказал «Привет» (мы хорошо знакомы по кинематографу). Интервью, в котором и Бояков, и Пускепалис клялись в любви и уважении к Татьяне Дорониной, вышло на следующий день в «Вечерке». Через несколько дней Бояков написал мне, что ему нужен пресс-секретарь, и, если мне это интересно, готов встретиться. Эдуард Владиславович познакомил меня со своим другом, режиссером-документалистом и политтехнологом Александром Замысловым, без которого в то время не делал ни шагу. Замыслова называли «серым кардиналом» театра. Именно Замыслов посчитал целесообразным не идти на контакт с президентом театра Татьяной Дорониной. Замыслов не скрывал, что «ему нет дела до театра, до актеров, что он просто помогает своему другу». Замыслов изобрел стратегию взаимоотношений с Татьяной Дорониной:
- Вот ее кабинет, вот ее автомобиль, вот ее помощница, вот ее зарплата, вот ее обеды (Татьяне Васильевне регулярно готовили в театре и привозили домой обеды, как и было при руководстве театром). Пусть приходит и работает. Никто ничего у нее не отнимает.
Накануне спектакля «Васса Железнова» в конце 2018 года, в котором Татьяна Васильевна играла главную роль, Эдуард Бояков вместе со своим советником Замысловым (тогда он еще не был его заместителем), завлитом Владимиром Забалуевым и актером Валентином Клементьевым обсуждали – как встречать Татьяну Васильевну, что делать? На предложение вручить ей цветы и поблагодарить за спектакль (оно было озвучено) Эдуард Бояков ответил категорическим отказом: «Нет, я не буду… это смешно, нет». Может быть, выход на сцену Эдуарда Боякова после захвата власти (назначение Татьяны Дорониной на пост президента происходило не очень мирным путем) выглядел бы и нелепостью, актерским фарсом, но остаться после спектакля, поздороваться с Татьяной Дорониной было бы уместно. По какой-то причине худрук ушел раньше, не оказав Татьяне Васильевне знаков внимания. Она обиделась и в тот же вечер отменила запланированную на вторник встречу. Слова ее помощницы Цветковой сама лично передавала Эдуарду Боякову. Не думаю, что решение молча реагировать на спектакль с участием Татьяны Дорониной, Эдуард Бояков принял самостоятельно. Он мало что решал сам. Всегда советовался. Татьяне Дорониной рассказывали о каждом шаге Эдуарда Боякова, и рассказали о перестановке мебели рядом с ее кабинетом в холле театра.
Бояков достал из запасников театра старые стулья с дырявыми сидениями, шатающимися ножками, разглядев в них антиквариат, и поставил под портретами Станиславского, Немировича-Данченко и других легендарных артистов. Ничего криминального в этом поступке не было. Худрук реально был восхищен старинными предметами и без злого умысла разместил их под дверями кабинета Дорониной. По слухам, Татьяну Васильевну возмутил этот шаг, и она обиделась во второй раз. Потом убрали портреты Дорониной, афиши с ее спектаклями, которыми был обклеен весь театр, и уже это преподносили президенту театра как «вандализм». Меня тогда в театре уже не было, но я обратилась с просьбой «найти пристанище портретам и афишам с Татьяной Дорониной к Роману Виктюку, и он сказал: «Да».
Все тот же Замыслов организовал войну в социальных сетях с поклонниками творчества Татьяны Дорониной, обзывал их «троллями». Кстати, публика в доронинском МХАТе была, и это факт. Тот, кто говорит, что «театр напоминал склеп», мягко говоря, завидует. Да, это были старомодные спектакли, но на них шли люди. Среди театралов было много любителей ретро и настоящего антиквариата. Первые премьеры при Эдуарде Боякове проходили при полупустых залах. Такие же спектакли показывали в других театрах, и не было смысла покупать билеты на немодные кресла, чтобы смотреть то, что можно посмотреть в современной и комфортной обстановке.
Доронина позвонила Боякову лишь один раз - попросила не увольнять артиста Дмитрия Корепина. У Дмитрия Корепина и Эдуарда Боякова возник конфликт на территории социальной сети, в результате которого обиделся уже Эдуард Бояков. Татьяна Доронина с жалостью относилась к выросшему в детском доме выпускнику Щепкинского театрального училища и опекала его. За четыре месяца работы в театре я узнала много историй, свидетельствующих о большой душе и человечности Татьяны Васильевны, например, как она оказала материальную помощь простому сотруднику театра, который серьезно заболел. Узнала и о проявлениях ярости, несправедливости со стороны Татьяны Васильевны. По большому счету, Татьяну Доронину в театре уважали, любили и очень боялись. В последние годы она допускала ошибки в руководстве театром, и была череда судебных разбирательств. Татьяна Васильевна могла уволить сотрудника без серьезных причин, и суд отменял ее решения. Были у нее свои фавориты и свои жертвы. Но она была реальным руководителем, который все видит, все знает, все решает и за все отвечает. Разговоры о больной и немощной Татьяне Дорониной – не соответствовали действительности. Вся страна наблюдала за тем, как красивая, стройная, энергичная Татьяна Васильевна получала государственную награду и после этого беседовала с Владимиром Путиным.
Роман Виктюк, с которым Татьяна Доронина была очень близка, после перестановок во МХАТе сказал мне в интервью одну фразу: «Татьяна Васильевна слишком верила Путину». И эта вера не подвела Татьяну Васильевну. Летом 2021 года она написала письмо Владимиру Владимировичу, и 1 ноября случилось то, что случилось, – новый директор Владимир Кехман попросил Эдуарда Боякова написать заявление об уходе. На следующий день Кехман сорвал портрет Эдуарда Боякова со стены театра, понимая, что за это ему ничего не будет. Судя по всему, Кехману поручили восстановить справедливость в отношении Татьяны Васильевны.
Говорят, что для актера самое главное – верить… Пресловутая фраза Станиславского «не верю» - из этого разряда. Татьяна Доронина верила в то, что делала, когда создавала свой МХАТ, верила, когда выходила на сцену, верила, когда обращалась к главному человеку в стране – своему земляку Владимиру Путину. Эдуард Бояков верил в то, что сумеет создать модный, современный, разнообразный театр для всех и каждого. Кто-то считает, что у него это получилось. Вне всякого сомнения, Бояков совершил революцию в театре, доказав, что можно ставить хорошие спектакли без режиссерского образования, и что можно играть и петь на Академической сцене людям с улицы, а точнее, с виртуальной паутины, как это случилось с Ольгой Бузовой. Многое можно сделать в театре, только нужно ли? Осталось много вопросов и много проблем, которые предстоит решить новому руководителю театра. Кехман оставил в качестве заместителя писателя и политика Захара Прилепина.