Наталия Белохвостикова: «Я вышла замуж за человека, которого полюбила, и нашла свою половинку»
Актриса Наталия Белохвостикова потеряла мужа, друга, любимого режиссера, учителя и мастера Владимира Наумова. В интервью «ЭГ» незадолго до его смерти актриса рассказала о том, какой многогранный человеком ее муж, настолько уверенный в себе, что даже красавчик Ален Делон, с которым она снималась в фильме «Тегеран 43», не смог стать между ними.
– Наталья Николаевна, вы сыграли столько королев и аристократок, что язык не поворачивается спрашивать у вас о кулинарии, о садоводстве или о быте...
– Напрасно. Я люблю готовить. Между прочим, великий поэт Тонино Гуэрра обожал мои блины. Тонино говорил, что ни в одном ресторане мира нет таких блинов, как у меня. Садоводством я не занимаюсь, хотя хотела бы. Я – реальный человек, живущий сегодняшним днем, и только в кино путешествую по эпохам.
– Есть ли у вас хобби?
– Почему-то хобби никогда не было. Но у меня есть мечты, и одна из них – научиться рисовать. Мой муж – режиссер Владимир Наумов – еще и прекрасный художник. Он уже много лет обещает научить меня рисовать. Есть кисточки, краски, все, что нужно. Когда он освободится, мы уедем на дачу, и он научит меня хотя бы немного рисовать. Понимаю, что это – от Бога, понимаю, что научиться этому нельзя. Но чистый лист бумаги, краски, и эта свобода – на чистом листе бумаги рисовать все, что ты чувствуешь, – хочу ее ощутить. Прямо жажду стать художницей.
– Наташа не рисует?
– Нет. Гениально лепит Кирилл. Лепит фантастически. Гениально читает стихи. Мы все хорошо читаем стихи, но Кирилл, как ни странно – ведь нет образования актерского, – лучше всех.
– Ваши однокурсники говорят, что вы были любимой ученицей великого Сергея Герасимова?
– Это не так. Герасимов был бесконечно требователен ко мне, проявляя качества диктатора. Я не привыкла к тирании – меня дома воспитывали иначе. Картина «У озера» – самый тяжелый фильм в моей жизни. Мне было 17 лет, но Герасимов меня не жалел – он требовал, требовал и требовал. Это было очень трудно, но школа колоссальная.
- Как вы сейчас живете, снимаетесь ли в кино?
– В мои годы ничего радикально не изменилось. Замечательное состояние души и ощущение жизни. Все движется, происходит так, как я хочу. Сколько себя помню, я всегда выбирала, что мне делать в жизни. Сейчас я создала благотворительный фонд «Моя семья» и активно им занимаюсь. Фонд создан на основе фестиваля «Моя семья». Пишу книгу. Заканчиваю сниматься в кино. Воспитываю сына Кирилла.
– Что вы поняли о любви?
– Любовь или есть, или ее нет. Если человеку дан талант любить, то это замечательно.
– Кто дает этот талант?
– У всех по-разному – есть прямо с рождения, есть через испытания, поэтому у всех разные судьбы, и все такие мы непохожие друг на друга. Рецептов счастья и рецептов любви нет.
– Тяжело быть женой гения?
– Я вышла замуж за человека, которого полюбила, и нашла свою половинку. Для меня жить с Наумовым легко, комфортно, радостно, иначе мы бы не прожили столько лет вместе. А вот работать с ним очень тяжело. Наумов – такой же диктатор, как Герасимов.
– Почему тяжело?
– Я вижу, когда не получается, все мелочи, которые возникают, я вижу, чувствую, переживаю, Не имею права на ошибку. Больше всего он требует именно от меня. То, как он меня понимает, не знает никто в мире, и поэтому роли, которые я сыграла в фильмах Алова и Наумова, – мои самые любимые. У Алова и Наумова всегда играли гениальные артисты, которые создавали ауру.
– Как вы реагируете на комплименты вашей внешности?
– Я не могу оценивать свою внешность. Как и не могу оценивать свои способности. Нередко меня узнавали по голосу, что всегда приводило меня в замешательство. Я не понимаю, почему по голосу меня узнают всю жизнь. Слышу себя и думаю, что так разговаривают все. Папа учил меня не верить комплиментам. Он был дипломатом.
– На ваш взгляд, актер должен быть умным?
– Актер должен быть умным. Великий педагог Герасимов говорил, что у него была ученица, которая, не читая романа, гениально играла Грушеньку. Каждая роль – новая сердце, новая душа, новые страдания и радости. Откуда это брать, если не насмотрелся, не начитался, если перед тобой не лежали тома, тома, которые ты читала? Можно подглядывать, но это все будет поверхностно. Где брать? Я не прожила тысячу бед, которые прожили мои героини, и как себя наполнить? Как не превратиться в Барби, которая будет двигаться из картины в картину, и через несколько лет всем надоесть? Актер должен быть умницей.
– Почему в вашем творчестве было мало театра?
– Был театр – «Бесы», «Красное и черное». Но я сбегаю из театров. Я – не театральный человек. Герасимов говорил, что профессии актера театра и кино – в корне разные. Мы тоже играли спектакли, но нас для театра по-другому готовили. С годами я пришла к выводу, что я, моя стихия, – кино, а не театр. В театре я устаю. И я не тот человек, который будет с радостью говорить, что отыграл 150 спектаклей. То, что ты можешь сыграть на крупном плане взмахом ресниц, в театре надо сыграть так, чтобы тебя услышали в 25-м ряду. Для этого нужны разные выразительные средства. Да и в театре слишком много интриг и сплетен, а я это не люблю.
– Какой у вас характер?
– Родители меня так воспитали. Я никогда не работала над характером. Я не всегда была такой, как сейчас.
– На ваш взгляд, человек – хозяин своей судьбы?
– Ты волен выбрать то, что встает на твоем пути. Волен и пойти по тому или другому пути. Герасимов говорил – после каждой премьеры вы должны проснуться, выйти на улицу, чтобы вам не было стыдно. Человек должен понимать, что он делает. Всеядность мне не очень нравится. Позиция, что актер должен играть все, для меня невозможная. У меня были другие учителя. Они поставили высокую планку.
– Расскажите, пожалуйста, о своих взаимоотношениях с самым красивым мужчиной мира Аленом Делоном.
– С Аленом мы снимались в фильме Наумова «Тегеран-43». К сожалению, этот фильм плохо помнят люди. Почему-то его редко показывают по ТВ. Первоначально у Алена был эпизод, но он сказал, что хочет играть роль, и Наумов дописал ему роль. Ален часто встречался с моим мужем, который до болезни много ездил по миру. Я тоже часто вижу Алена Делона, но реже, чем Наумов. Лет шесть назад я вручала Делону приз «Легенда» в Москве. Мы вместе пели песню «Вечная любовь» из фильма «Тегеран-43». Актеры все с чудинкой. Недавно Ален Делон признавался мне в любви – несмотря на годы, но я это расцениваю как проявление актерской чудинки. Я его люблю, и он, судя по его словам и отношению, тоже. Мы сидели в посольстве, он держал меня за руку, и это было единение, и если это есть, то не зря проживаешь жизнь, не надо делать абы что и абы как.
– Какой актер Ален Делон?
– Делон не умеет ошибаться. Есть знание – что он не должен сыграть плохо и должен двигаться туда, куда ему интересно. Ален Делон – абсолютный победитель и хозяин своей судьбы.