Два мужа Нины Ургант ей дико изменяли, а третий оказался алкоголиком
«Теперь она у нас в памяти, память о ней - это ее сын Андрей и внук Ваня. Ее фамилия уже бренд», - грустно заметил коллега покойной Владимир Липецкий. «Экспресс газета» решила вспомнить самые яркие мгновения жизни Нины Николаевны.
Редкая фамилия досталась Нине от отца - обрусевшего эстонца Николая Алексеевича Урганта. Он служил в НКВД и в 1940-м в звании майора получил назначение в Даугавпилс - формировать в Латвии советскую власть.
Там семья (у будущей актрисы было два старших брата Володя и Герман и годовалая сестренка Галя) и встретила начало Великой Отечественной. Когда город сдали немцам, отец успел отступить с нашими войсками, а мама с детьми осталась на оккупированной территории. Нина год проучилась в школе: осваивала немецкий и Закон Божий, а потом, до самой Победы, забросила среднее образование. Из-за чего всю жизнь писала с жуткими ошибками.
- После войны начали выдавать пайки, - вспоминала Нина Николаевна, - и я стала не по дням, а по часам округляться. Почти сто килограммов весила! Когда поступала в Ленинградский театральный, многие запомнили мой пятый размер бюста и широкие крутые бедра.
За Ниной принялась ухаживать едва ли не вся мужская половина курса. Парни знали, что из Даугавпилса она приехала с женихом - бывшим одноклассником Ваней Козловым, который поступал в политех. Но это лишь распаляло желание ее отбить. Особенно сильно по Нине сохли Гарик Острин и Лёва Милиндер, не раз устраивавшие из-за нее кровавые драки. Милиндер решил идти до конца и сделал девушке предложение.
- Однако «да» она ответила под давлением обстоятельств, - уточняет биограф актрисы Федор Раззаков. - Дело в том, что, когда парень в сотый раз попросил у нее руку и сердце, и девушка в сотый раз ему отказала, он ушел домой и там совершил попытку самоубийства. К счастью, дома оказались его родные, которые вовремя остановили парня. Они же обо всем рассказали Нине. И только после этого она согласилась выйти за Лёву замуж.
Молодые поселились у родителей Милиндера - в просторной квартире в центре Ленинграда. Там же пять лет спустя на свет появился их сын Андрей, ставший известным артистом.
- Однако очень скоро Ургант узнала тайну, которую муж от нее скрывал: что у него есть любовница - циркачка, работавшая в «волшебном ящике» у Игоря Кио, - на арене ее «пилили» пополам, - рассказывает Раззаков.
Нина собрала вещи, взяла в охапку малыша и съехала в общежитие Театра Ленинского комсомола.
- Моя бабушка Ида Марковна, мама отца, умоляла, показывая на своего сына: «Ниночка, не уходи, я лучше выгоню этого еврея проклятого». Но Нина была непреклонна, - вспоминал Андрей Ургант.
Вскоре тогдашний режиссер ленинградского Ленкома Георгий Товстоногов (эту должность он занимал до назначения в БДТ) решил, что Нина как актриса его не устраивает, и завел с ней разговор об увольнении. Тогда молодая мать, которой некуда было идти с малышом, даже решила наложить на себя руки.
- Когда Товстоногов выгонял маму из театра, произошло чудо, - признался недавно Андрей. - Художник театра и кино Семен Мандель отвел ее в массовку фильма «Укротительница тигров», а режиссер Надежда Кошеверова дала ей хорошую роль, потому что в последний момент другая актриса ей не подошла.
В результате ошеломленный Товстоногов не только оставил Нину в театре, но и стал вводить на главные роли. У актрисы появилась возможность стать любовницей театрального гения.
- Он же всех кадрил, - объяснял Андрей. - Однажды я ее спросил: «Мам, а было у тебя что-то с Товстоноговым?» Она ответила: «Ни-ког-да!» Но проверить-то это невозможно... Как и невозможно проверить, было ли у нее что-то с близким другом Аркадием Райкиным, который не раз звал на работу в свой Театр миниатюр…
Между тем личная жизнь молодой красавицы вскоре изменилась. И она, по словам ее приятеля Ивана Краско, стала жить с директором театра Михаилом Янковским, дядей Мишей, как называли его начинающие лицедеи. Но эта страсть довольно быстро прогорела.
- Еще у нее какой-то скульптор был. Потом появился другой дядька с 21-й «Волгой», и он возил нас за раками, - уточнял Андрей, который три года проучился в Петергофском интернате.
Вторым официальным мужем Нины Николаевны стал сердцеед актер Геннадий Воропаев, в которого Ургант влюбилась с первого взгляда.
- Он красивый был, как Аполлон, - гордилась артистка своим избранником, прославившимся после фильма «Вертикаль».
Но их совместная жизнь складывалась не слишком удачно. Воропаев страдал алкоголизмом. Семь лет Нина терпела пьянки, пока не поняла, что устала, и указала ему на дверь.
В первой половине 60-х наша героиня получила от театра отдельную хрущевку, став соседкой с семьями Олега Басилашвили (он тогда был мужем Татьяны Дорониной) и Александра Демьяненко. Во время одного из актерских застолий «Шурик» из «Операции «Ы» познакомил Нину с давно положившим на нее глаз танцовщиком, солистом Малого театра оперы и балета Кириллом Ласкари (братом по отцу Андрея Миронова). Ласкари поспорил, что донесет Ургант на руках на седьмой этаж. И привыкший таскать по сцене балерин, легко и галантно это сделал.
- После того вечера мы с Кирой не расставались, - вспоминала Нина Николаевна. - Стали жить одной семьей - он, я и мой сын. Кира меня очень любил и хотел ребенка, а я сделала несколько абортов. Он мне этого не простил.
- В загс с Ласкари мама пошла после 15 лет совместной жизни, - уточнил Андрей Ургант. - Уже через два месяца они развелись. Выяснилось, что у него есть другая женщина, которая беременна и уже чуть ли не на девятом месяце!
Замуж она больше не выходила. Хотя романы, конечно, случались.
- Порой задумываюсь, любила ли я хоть раз по-настоящему? - размышляла она лет 20 назад. - И знаете, ответ получается не очень утешительный: теперь мне кажется, что я не испытывала сильного чувства ни к одному мужчине, с которым меня связывала судьба. Вот такая интересная получается история! Всю мою страсть, всю любовь забрала профессия. Ради нее я могла бросить всех мужчин на свете…