Сын Кузьмина похоронен в чужой могиле
В 1977 году у музыканта Владимира Кузьмина и поэтессы Татьяны Артемьевой родился первый ребенок — дочь Лиза. Девочка не мешала родителям творить и пробиваться в мир шоу-бизнеса. Кузьмин сколотил группу «Карнавал», а после — «Динамик». Татьяна всегда была рядом и писала для супруга лирические песни, которые позже стали его главными хитами («Моя любовь», «Когда меня ты позовешь», «Еще вчера», «Голос»). В 1983 году у пары появился сын Степа, а еще через два года — дочь Соня.
— Каждые роды были кошмаром! Появление детей мы с Кузьминым не планировали, — призналась как-то Татьяна.
Дети подрастали, а между супругами отношения накалялись. Владимир стал неделями пропадать на гастролях, злоупотреблять алкоголем. В итоге Кузьмин и Артемьева развелись. Дочери остались с мамой, а Степу Татьяна отдала Владимиру, едва мальчик пошел в школу. Отец увлеченно занимался музыкой, поэтому паренька пришлось отправить к деду и бабушке на Украину. Именно они отдали мальчика в музыкальную школу. Звездный папа из-за плотного гастрольного графика редко навещал сына, но всегда помогал деньгами. Когда Степе стукнуло 15, отец принял решение отправить его учиться в Англию вместе с сыном его тогдашней сожительницы — актрисы Веры Сотниковой. Ян был старше Степы на четыре года. С этого времени ранимый и скромный мальчишка был предоставлен самому себе.
Волшебная книжка
Говорят, впервые Степа попробовал наркотики в 16 лет: первый «косячок» ему скрутила сестра Лиза, которая и стала проводником во взрослую жизнь. К тому времени девушка уже несколько лет жила одна в купленной папой двухкомнатной квартире на окраине Москвы.
— Она слишком рано стала взрослой, хотя в душе оставалась ребенком, — замечают бывшие соседи Елизаветы. — Сомнительные друзья, наркотики, алкоголь — вот что окружало девушку.
Разгульный образ жизни быстро повлек за собой трагическую развязку. В декабре 2002 года 25-летнюю Лизу нашли мертвой в ее квартире. Как потом установили, убил девушку 18-летний дружок, приехавший потусоваться в Москву из Нижнего Новгорода.
Гибель старшей сестры стала настоящим шоком для 19-летнего Степана. Он впал в депрессию. Отец призвал на помощь медицинских светил.
— Он мне постоянно каких-то психологов приводил, — делился в 2003 году Степан, когда проходил курс лечения в психиатрической больнице им. Алексеева (Кащенко). — Я их послушаю, вроде соглашусь, а как только они уходят, берусь за «косяк». А бросил я потому, что совсем мне плохо стало. Все время настроение стремное, ломало дико, дурные мысли в голову лезли.
Спасала тогда Степу книжка, которую ему принесла младшая сестра Соня.
— Там написано: если загадаешь, что все твои проблемы решатся 30 февраля, то, когда наступит 1 марта, они действительно исчезнут. 30 февраля-то ведь не существует! — с улыбкой говорил парень.
Холодное солнце
Но 30 февраля для Степы так и не наступило. С наркотиками он периодически завязывал, но потом снова брался за старое. Создал группу «Солнце» и стал играть гранж. Занявшись музыкой, Степан хотел выбраться из существования, окутанного наркотическими галлюцинациями. Мечтал осветить жизнь настоящим, а не придуманным солнцем.
- Последние несколько дней перед смертью Степка опять стал сам не свой, — поведал человек из ближайшего окружения семьи Кузьминых. — Мысли черные полезли, взгляд затуманился, нервозность, вспыльчивость. Мог нагрубить не по делу. Никого видеть и слышать не хотел. Даже родных. К нему брат Никита (сын Артемьевой от внебрачной связи; появился на свет во время раздельного проживания Татьяны с Владимиром Кузьминым, но на тот момент они еще состояли в браке. — П. С.) хотел приехать, а он его посылал куда подальше.
Ранним утром 18 октября неожиданно вышло солнце. Оно хотя и светило, но не грело. Накануне Степа уснул в домашнем спортзале. Парня разбудил удушающий запах гари. В тот день он и погиб.
Странная женщина
Друзья младшего Кузьмина уверены, что у парня просто не было смысла жизни. Отец постоянно пропадал на концертах или на отдыхе с молодой женой Катей, свою семью парень пока создавать и не думал, а мать…
— Татьяна всегда была женщиной в полете. Какая-то странная. Особенно после смерти Лизы она стала витать в облаках, — поделилась с нами подруга Артемьевой. — Пережить смерть ребенка — не пожелаешь и лютому врагу. Она пыталась держать горе внутри, сохраняя внешнее хладнокровие. Татьяна Борисовна сильно переживала, и душа ее выла от горя.
Вероятно, странное поведение Артемьевой на похоронах сына этим и объясняется. Во время прощания женщина спокойно предупредила собравшихся:
— Не прикасайтесь к праху — будет плохо. Он к вам придет. А ему от ваших поглаживаний уже не жарко и не холодно.
Так же сдержанно Татьяна Борисовна успокаивала бьющуюся в истерике дочку Соню:
— Мы же договорились, что ему ТАК лучше! Это всего лишь тело, а сам он летает.
Степу, как и Лизу, кремировали. На могиле плакали все. В осунувшемся сгорбленном человеке узнать знаменитого певца Кузьмина было трудно. Он еле держался на ногах, а жена Катя постоянно подносила к его носу платочек с нашатырем. Слышать беспомощные всхлипывания взрослого мужчины, добившегося всего — любви миллионов поклонников, славы, материального благополучия, — было невыносимо.
— Володя, несмотря на разные сплетни, до безумия любит своих детей. Всех без исключения, — рассказал один из музыкантов группы «Динамик». — Он часто говорил: «Смерть Лизы меня не отпускает. Я мечтаю вернуть тот момент, когда она была жива, чтобы что-то изменить». В день, когда с ней случилась беда, Кузьмин купил гитару. Хотел завезти дочери, но не сложилось по времени… Но, наверное, о Степе у него больше, чем обо всех остальных, болело сердце.