Всеволод Шиловский о Константине Хабенском: «Прежде всего дает роли себе и своим друзьям»

Всеволод Шиловский: «Мою внучку Аглаю воспитали однобоко, вот она и бесхозная»
Всеволод Шиловский
Народный артист России, режиссер и педагог Всеволод Шиловский готовится к открытию своего театра в самом центре Москвы - в нескольких метрах от Кремля. Он делает это для своих учеников. Родственник первого мужа жены Михаила Булгакова - генерала Шиловского - помог многим талантливым людям как в профессии, так и в быту. Правда, иногда жалел о своем участии в судьбе актерской братии.

- Всеволод Николаевич, зрители знают и любит вас по кинофильмам. Откуда взялась идея создать театр?

- В свое время я написал книгу «Две жизни», в которой рассказал как о первой половине своей деятельности - театральной, так и о второй - кинематографической. Правда, книгу издал маленьким тиражом, чтобы мое лицо на обложке не надоедало читателям, но в ней вся моя история. Много лет занимаюсь педагогикой и театр создаю для своих учеников, которых у меня за сорок лет преподавательской деятельности очень много. Для артистов сегодня нет работы. Съемки в сериалах для ТВ и онлайн-платформ серьезной работой не считаю. Сергей Собянин поддержал мою идею, понял, что в свои 83 года я делаю это не для себя, и уже этой осенью театр откроется.

- Ваша внучка Аглая будет там играть?

- Нет. Во-первых, Аглая - не моя ученица, во-вторых, я - против семейственности в искусстве, в-третьих, Аглая пока ничего не сделала для того, чтобы играть в театре Всеволода Шиловского.

- Шутите?

- Какие могут быть шутки относительно родной внучки? Аглая сыграла одну достойную роль в фильме моего друга Славы Говорухина «В стиле Jazz», и все. Дальше пошли какие-то телешоу: «Три аккорда», «Точь-в точь», «прихлопы-притопы» и прочая чепуха. А ведь ей уже 29 лет. Надо грызть землю, вкалывать, сниматься до изнеможения, а она ушла в третьеразрядные шоу. Талантливая, красивая, трудолюбивая актриса, но бесхозная.

«Аглая
Аглая не будет служить в театре у знаменитого деда 

- Почему так вышло?

- К сожалению, папа Аглаи - мой сын Илюша (царство ему небесное) - воспитал единственную дочь однобоко. С самого детства внушал, что она - звезда, самая лучшая, самая неотразимая, а это в корне неправильно. Я - выпускник Школы-студии МХАТ, и старейшины театра - великие из великих, были самоедами и учили быть самокритичными.

- Аглая - выпускница другой актерской школы - вахтанговской, как и ее муж - актер Федор Воронцов. Они счастливы?

- Федор - актер средний, но человек хороший и любит Аглаю. Они живут очень хорошо уже 10 лет.

- Всеволод Николаевич, за вашей спиной три брака, и один из них - очень сложный с матерью Ильи - певицей Ниной Семеновой. Женщина страдала алкоголизмом и не могла воспитывать сына. Расскажите, пожалуйста, о своих женщинах.

- Еще в студенческие годы умный человек охарактеризовал меня так: «загадочный Шиловский». О личной жизни не распространяюсь. Могу сказать одно: я - счастливый мужчина. В третьем браке мы с Наташей родили Павла, который стал нашей опорой и поддержкой. Очень горжусь своим сыном, который добился в жизни многого (он - владелец крупной рекламной компании. - Э. Ф.), и все своими трудом. Стал работать еще студентом. Сам купил машину, обучаясь во ВГИКе, на которой и меня возил. Мы с Наташей не знали никаких проблем с Пашей и сейчас живем за ним как за каменной стеной. И у нас замечательные внуки - Миша, он еще ребенок, и Даша. Внучка живет в Голландии и учится бизнесу.

Слезы Прохоренко

- Счастье вы обрели с арфисткой Наталией Цехановской, тогда как с двумя артистами вам не повезло. Евгения Уралова, говорят, ушла от вас к Юрию Визбору из-за московской прописки…Могут ли актрисы любить?

- Единицы - могут. Моя однокурсница Жанна Прохоренко умела любить, и это видно в фильмах с ее участием. По ее глазам. Счастье - это мгновение. За счастье надо платить, и она заплатила дорогую цену. И за роль в фильме «Баллада о солдате», и за женское счастье. Как известно, Жанночку исключили из Школы-студии МХАТ, потому что в те годы категорически запрещалось сниматься. Никогда не забуду ее слезы, когда объявили об изгнании из Школы. Жанна потом окончила ВГИК и много снималась, но, увы, в ее жизни не было театра. Уверен, что из нее получилась бы гениальная театральная актриса.

- Такая же, как Татьяна Доронина, с которой вы играли на сцене МХАТа?

- Доронина как актриса закончилась после того, как ушла от Георгия Товстоногова из БДТ. При разделе МХАТа я, будучи секретарем парткома, способствовал тому, чтобы Татьяне дали театр - впоследствии МХАТ имени Горького. Не скрою, что временами сильно об этом жалел. Причина? Татьяна Васильевна притворялась, что любит актеров, а на самом деле их ненавидела. На моих глазах она назвала Бориса Щербакова «говно-артистом». Я, режиссер, бросил графин на пол от возмущения и сказал Дорониной: «Извинитесь». Она прошипела: «Извини». Татьяна - зверь, причем жестокий. Она тащила в фильмы своих партнеров, включая мужей, и поэтому режиссеры не хотели ее снимать. Мало того, что приходилось терпеть ее характер, высокомерие, так еще и ее фаворитов. Каким милейшим и добрейшим человеком был Георгий Натансон, и без него не было бы киноактрисы Татьяны Дорониной, но она столько выпила ему крови.

- Значит, вы на стороне ее вечного врага - Олега Ефремова?

- Олег, или, как называл его Миша Козаков, «фюрер», был несправедливым по отношению даже к своим близким друзьям, даже к тем, с кем создавал театр «Современник». Ефремов несколько раз запрещал, чтобы его другу Евгению Евстигнееву дали звание народного. На распоряжении он ставил свою резолюцию «преждевременно». На заседании парткома я практически не оставил выбора Ефремову, и он одобрил звание народного Евстигнееву. Но Ефремов вынудил Евстигнеева уйти из театра. А через три месяца Евгений умер. В театре все зависело от настроения, амбиций Олега Николаевича.

Мастер на все руки Щербаков не держит обиду на Доронину (в круге)
Мастер на все руки Щербаков не держит обиду на Доронину (в круге) 

Корысть Мирошниченко

- Как относитесь к новому худруку МХАТа Константину Хабенскому?

- Хабенский - хороший артист, но быть хорошим худруком у него вряд ли получится. Руководитель театра обязан думать обо всем коллективе, ставить интересы коллектива выше своих, создавать спектакли, а Хабенский, судя по его действиям, прежде всего дает роли себе и своим друзьям.

- Константином очень довольна прима театра Ирина Мирошниченко. У актрисы - новые спектакли, концерты...

- Ира - моя ученица. Она - хорошая актриса, но холодная. У нее все - от головы, а не от сердца. Как в жизни, так и в искусстве. В отличие от Жанны Прохоренко, Ира вряд ли способна на большие чувства. В нее безумно был влюблен Сева Абдулов, но она его отшила из-за отсутствия выгоды. Прекрасный актер и человек Игорь Васильев страдал из-за Иры - тоже был выставлен за дверь по той же причине. Я был свидетелем первого брака Иры. На репетиции она сказала: «Поздравьте меня. Я выхожу замуж за Михаила Шатрова». Он был знаменитым драматургом, обласканным властью, и Ира охмурила его ради того, чтобы приобрести статус. Шатров был намного старше ее, но любил молодых и красивых актрис.

- Кто из современных актрис - недооцененная?

- Саша Захарова. Невероятно талантливая, с большим диапазоном, тонкая, интересная. Как она бесподобна в детективе Сергея Ашкенази «Криминальный талант»! Сейчас Сашу гнобят из-за ее отца - Марка Захарова. Набросились на нее со всех сторон, а она - совсем одна. Поэтому я и создаю театр, чтобы актеры не попадали в зависимость директоров-самодуров, а занимались профессией и радовали зрителей своим талантом.