Актером стал по примеру Евгения Леонова, женился на сестре Сергея Варчука, похоронил пасынка: повороты судьбы Яниса Якобсона
- Я захотел стать артистом, когда мальчишкой встретил Евгения Леонова в аэропорту. И такое приятное совпадение, что в первом кино с ним играл! - заметил Янис. - Съемки в «Большой перемене» были для нас всех праздником. Со Светой Крючковой отлично ладили. У Вити Проскурина характер был не из легких, но мы общались и после этой работы, несколько раз в ресторане ВТО встречались. С Юрой Кузьменковым дружили, дома он у меня бывал. Рад за Илюшу Баскина, что в Голливуде снимается. Он, как и я, из Риги. Маленькие роли играет, но все же не дворником там работает. Семья, дети, внуки.
- Ваша карьера здорово началась, но потом что-то пошло не так?
- Я с молодости не стремился к суперпопулярности. Видел, как на Михаила Козакова или на Владимира Высоцкого толпа кидалась - это же мучение, а не радость.
После «Большой перемены» меня Акира Куросава в свой фильм «Дерсу Узала» пригласил. Я тогда еще учился. Вернулся из экспедиции в декабре, а меня отчислили. Куросава узнал об этом и возмутился. Даже письмо отправил. Министр культуры Демичев подключился. И меня не только восстановили, но и стипендию дали за все месяцы.
Сразу после окончания училища предлагали работу в Москонцерте, квартиру могли дать, но я домой в Ригу уехал вместе с первой женой Верой Варчук - старшей сестрой актера Сергея Варчука (вы его, наверное, помните по главной роли в фильме «Не могу сказать «прощай», а еще он дублировал Тома Круза в «Остине Пауэрсе». - Я. Г.). Два года там жили, а потом вернулись. Вскоре развелись. У нас сын Ян - ему уже 45 лет. Учился в Италии в духовной семинарии, он католик. Я, кстати, православный. Сейчас сын работает переводчиком с итальянского, женат, сыну Сергею 13 лет. Ян нарушил семейную традицию, назвав наследника другим именем. У нас в роду все Яны - семеро человек. Надеюсь, внук своему сыну такое имя даст.
- У вас ведь еще один наследник есть. На него в этом вопросе тоже надежды возлагаете?
- А как же! Пока у него только дочка - Аленка, 12 лет. Алексею - 42. Он от второго брака. Его мама Елена была телепродюсером, но начинала костюмером в театре, где я тогда служил. Там и сблизились. Жена рано умерла. За полгода сгорела от рака. Сыну 12 лет было, когда ее не стало. Я его вырастил. Со мной в театре «Вишневый сад» работает начальником столярного цеха, реквизиторский цех на нем.
- Сейчас третьим браком женаты?
- Да. Таню мне Театр Гоголя подарил, которому я отдал почти четверть века. Она бухгалтером там работала. Наши отношения начались в 1996-м. Мне тогда 43 было, а ей - 50. Тоже израненная. У нее сын погиб в 20 лет. Совсем мальчишка, только из армии вернулся… 26 лет Таня мой ангел-хранитель. А вы говорите: слава, успех... Моя главная роль - быть заботливым мужем этой потрясающей женщины и надежным плечом для сыновей, внуков. Не всем суперзвездам такие роли достаются!