Юрий Антонов вдрызг разругался с Татьяной Васильевой
- Ирина Юрьевна, кому Александр Косарев посвящал лирические стихи, ставшие знаменитыми песнями?
- Саша говорил, что посвятил их мне. Он долго добивался моей симпатии. На первом курсе Щукинского театрального я вышла замуж за актера, впоследствии ставшего диктором, Октавиана Корнича. У нас была сильная любовь, и я не собиралась с ним разводиться. Но Косарев, целеустремленный и очень талантливый человек, умел добиваться своего, и вот добился. А с Октавианом у меня остались чудесные отношения, которые продолжались всю жизнь, вплоть до его смерти (скончался в 2020 году. - Э. Ф.)
- Как познакомились с Александром Борисовичем?
- Саша после окончания Щепкинского училища работал в Московском театре юного зрителя, где служил и Октавиан. Меня тоже не раз приглашали в эту труппу, но на тот момент там уже играли двое моих мужиков - муж и Косарев. И совесть не позволяла устраиваться в коллектив, где были муж и любовник. Кстати, именно Саша Косарев поспособствовал тому, чтобы в ТЮЗ взяли Инну Чурикову. Его и актрису Тамару Дегтяреву после получения дипломов готовы были принять почти во все театры Москвы, а вот Инну никто не хотел брать. И тогда Александр поставили условие худруку ТЮЗа, что они с Тамарой придут в театр только с Чуриковой. Сработало!
- Косареву пришлось приложить много усилий, чтобы отбить вас у Октавиана?
- Саша буквально пас меня круглыми сутками. Симпатия между нами возникла с первого взгляда. Я сразу все поняла, но сопротивлялась. Даже сейчас, прожив много лет с Сашей, я точно знаю, что одинаково любила и первого мужа, и второго. Но Косарев оказался более сильной личностью, лидером. Пообещал мне, что станет кинорежиссером, и будет снимать меня в главных ролях. Так и случилось после того, как супруг окончил режиссерский факультет ВГИКа. Правда, моя однокурсница Екатерина Маркова (известная по роли Гали Четвертак в фильме «…А зори здесь тихие». - Э. Ф.) нередко мне говорит: «Косарев испортил тебе всю жизнь и всю карьеру».
- Почему вдова Георгия Тараторкина так считает?
- С Катей мы дружим всю жизнь. Периодами ссорились, а потом мирились. Это я познакомила ее с Тараторкиным, которого считаю выдающимся артистом и святым человеком. Юра (Тараторкина мы все так звали) был влюблен в меня, присылал мне каждый день письма с трепетными признаниями (до сих пор их храню), но мое сердце было отдано Октавиану. И тогда я познакомила Катю с Юрой. Они поженились и прожили всю жизнь вместе. Что касается мнения Екатерины о моем Саше, то оно субъективное, как и каждое мнение. Дело в том, что я - лирическая героиня, и такой подруга знала меня во время учебы, а Косарев давал мне роли следователей и председателей…
- Вы же могли отказаться и не играть…
- Я отказывалась, но Саша меня не слушал и настаивал. Но после того как я трижды сыграла следователя и Косарев собирался снимать свою последнюю картину «Заложники дьявола», я не выдержала и поставила ему ультиматум: «Не могу! Не буду! Ни за что!» Он смирился: «Хорошо, будешь играть парикмахершу. Но предложи вместо себя другую актрису». И я договорилась с Наташей Гундаревой.
- Правда, что у Натальи Георгиевны был сложный характер?
- Что вы! Ничего подобного. Я ей позвонила со словами: «Есть роль следователя в фильме Саши Косарева. Съемки в Италии, гонорар хороший». И она сразу согласилась. В этой картине снимались чудесные артисты Петр Вельяминов, Михаил Глузский, Александр Панкратов-Черный, Татьяна Васильева.
До Италии всех везли в поезде. Спонсор фильма захватила с собой фигурки из моржовой кости и расшитые вручную подушки, чтобы с выгодой там перепродать. Без должного оформления перевозить эти вещи, да еще в таком количестве, через границу было нельзя. И Наташе Гундаревой, которую сразу узнал и начальник поезда, и таможенники, пришлось весь путь, не вставая, восседать на этих подушках. Все прошло удачно: Наташа справилась с контрабандой. А еще Косарев снял некоторые сцены фильма на площади Святого Петра в Риме. Только Феллини разрешали там снимать, добиться согласия на съемку для российской группы было нереально. Но мы снимали тайком, со страхом для жизни, потому что нас запугали, что карабинеры в случае чего могут стрелять. К счастью, все закончилось без происшествий.
Использовал как обезьяну
- Музыку к фильму «Заложники дьявола» написал Игорь Крутой. Какие у Александра Борисовича были с ним отношения?
- Прекрасные. Он дружил и замечательно работал не только с Крутым, но и с Алексеем Рыбниковым, с Юрием Антоновым и Александром Серовым. Правда, Серов на одном ток-шоу Андрея Малахова заявил: «Косарев использовал меня как обезьяну, за копейки. Но я все равно рад, что в его фильме звучит моя песня». Речь о картине «Сувенир для прокурора» где Серов спел «Как быть» и сыграл небольшую роль. Юрий Антонов, кстати, единственный раз в жизни снялся в кино как актер тоже в фильме Александра - «Прежде, чем расстаться».
- Легко ли он согласился и играть, и петь композицию на стихи режиссера?
- Петь - легко, а вот играть - нет. Наотрез отказывался сниматься. Но Косарев пообещал: «Если будешь делать на площадке то, что я скажу, все получится». И правда, получилось. Но без конфликтов не обошлось. Антонов вдрызг разругался с актрисой Татьяной Васильевой. Дело едва не дошло до драки. Мне и Косареву пришлось их разнимать.
- Кто стал инициатором конфликта?
- Антонов в те годы ругался матом как сапожник. И на площадке хорошо и очень далеко послал Васильеву. Она ему ответила. Тогда Юрий заявил, что она и другие строят из себя звезд и издеваются над ним. И собрался уходить из фильма. У Татьяны - крутой нрав, и она крикнула ему вслед: «Ну и уходи!», сопроводив эти слова соответствующей лексикой. Тут же поднялся шизофренический ор… Я пошла успокаивать Юру, а Косарев - Таню. В результате фильм все-таки сняли.
- Общаетесь с Антоновым сейчас?
- Да, дружим. Недавно ездила с дочкой Машей к Юрию в гости. Он живет в деревне Грибово в окружении многочисленных животных. Кого у него только нет! Кошки и белки скачут по занавескам. Человек он замечательный, композитор - уникальный, но сложности в характере присутствуют.
Котлетки для маменькиного сынка
- Ирина Юрьевна, вы учились с замечательной плеядой артистов. С кем из однокурсников, кроме Екатерины Марковой, поддерживаете отношения?
- В 2019 году исполнилось 50 лет нашему выпуску. Пришли мы с Катей, Боря Галкин, Саша Белов, Зоя Лирова и все. Остальных уж нет в живых.
- Не так давно ушла из жизни ваша однокурсница Нина Русланова. Режиссер Кира Муратова однажды заметила: «В жизни Нина была очень умной, а камера превращала ее в глупышку». Согласны?
- Я бы не назвала Нину очень умной. Она пришла к нам немного позже - вместе с Сашей Кайдановским и Владимиром Качаном. Русланова, как известно, выросла в детском доме и была грубой, невоспитанной, дикой. Никто не хотел с ней общаться. Но худрук Вера Львова - дама аристократического происхождения, которая каждого из нас называла на вы, взялась опекать Нину и делать из нее артистку. Вера Константиновна по-человечески жалела сироту, периодами даже предоставляла ей кров в своей квартире, кормила. Если мы, москвичи, никогда не могли попросить взаймы у педагогов (это была прерогатива студентов из общежитий), то Нина спокойно воспринимала помощь Львовой. После того как мы получили дипломы, Вера Константиновна распределяла нас по театрам, а Русланову отправила в престижный Театр Вахтангова. Во время репетиции спектакля «Гроза» Нина послала матом режиссера и завтруппой Нину Павловну Русинову. И солидная, властная, но очень воспитанная дама в летах сразу заявила: «Эта хамка только через мой труп останется в коллективе». Бедной Вере Константиновне пришлось приложить много усилий, чтобы убедить ее не выгонять Русланову.
- Кто на вашем курсе был самый одаренный?
- Трудно сказать. Со мной учились очень красивые, яркие девушки и незаметные, мелкие мальчики. На вечера к нам даже приходили парни с других курсов, чтобы танцевать с нашими девочками. Среди наших достойных партнеров не находилось.
- А как же секс-символы отечественного кино Борис Галкин и Леонид Филатов?
- Боря казался классическим маменькиным сынком. Моя бабушка подкармливала его котлетками. А Ленька был тощий и дерганый. И вечно бегал с вонючей «Примой» во рту.
- Наталья Варлей в своей книге «Канатоходка» описывает Филатова как «эмоционального, страстного, магического, влюбленного». Из-за него она якобы даже разочаровалась в своем первом муже Николае Бурляеве.
- Все амурные истории со временем обрастают слухами. Не было никакой любви у Филатова и Варлей. По крайней мере, с ее стороны. Ленька провожал меня после репетиций и мчался к ее дому на Суворовском бульваре. Чтобы стоять под окнами, звонить в дверь и ждать свиданий. Но она вряд ли воспринимала его как жениха.