Хаматова не смогла испохабить еврейскую сагу Урсулюка
![Чулпан Хаматова Чулпан Хаматова](/wp-content/uploads/2023/02/chulpan-hamatova.jpg)
На премьеру пригласили всю мишпуху во главе с президентом Федерации еврейских общин России Александром Бородой. Мишпуха была в восторге. Жена продюсера Иосифа Пригожина, певица Валерия, строчила в соцсети прописными буквами, как это прекрасно. Актер Сергей Маковецкий то ли хвалил, то ли угрожал:
- Если у вас есть хотя бы немножко ферментов в душе, вы не останетесь равнодушным.
Примерно то же самое приходилось слышать на премьере фильма «Собибор» Константина Хабенского. Тогда он прямо-таки усиленно заявлял, что кому не понравится - у того нет сердца. И выяснилось, что многие у нас бессердечные. Ну и неудивительно, учитывая, что режиссеры фильмов о страданиях еврейского народа зачастую придерживаются позиции, что тема извиняет качество.
![«После](/wp-content/uploads/2023/02/ha-4053336.jpg)
Однако кино Урсуляка приятно удивило. Режиссеру, как ни странно, удалось снять фильм для всех. Два часа экранного времени зритель не только сопереживает, плачет и сочувствует людям, но и смеется. Причем, любой зритель, вне зависимости от национальности.
Не турецкий гамбит
Несмотря на реальную подоснову, Урсуляк снял скорее сказку. История Николая Киселева - это история колобка, который не просто счастливо ушел от волка и от лисы, но еще увел через темный лес лакомую для сил зла добычу. Причем, согласно логике кино, подвиг советского офицера был совсем не по любви.
![«В](/wp-content/uploads/2023/02/ha-6053337.jpg)
- Я к евреям нормально отношусь, просто не люблю, - замечает один из героев.
То же могут сказать и евреи. Всем им есть за что не любить советскую власть. Она забрала лавки, работу, запретила религию. Есть ощущение, что и особой разницы между фашистской и советской властью евреи вообще не видят. Пока партизаны громят гитлеровские белорусские гетто, освобожденные евреи не особенно радуются. И стремятся куда-то убежать.
- А куда мы пойдем? - резонно вопрошает герой Сергея Маковецкого, раввин Янкель.
![«Разумеется,](/wp-content/uploads/2023/02/ha-11053340.jpg)
В итоге идут за партизанами, как остатки Федорина горя. Со скрипками, корытами, домашним скарбом и даже целой религиозной ячейкой.
И вот уже евреи, прилипшие к арьергарду как банный лист, угрожают существованию самого партизанского отряда. А посему командование отдает приказ вывести народ из зоны оккупации.
Выбор падает на молодого командира, бывшего бухгалтера Николая (Александр Яценко). Киселев хорошо играет в шахматы и просчитывает все на четыре хода. Ему ли не понимать, что попытка вывести евреев - это гамбит: жертвуем фигурой ради выигрыша. И какой фигурой - на заклание отдается сотня жизней. Расчет прост: пока немцы отвлекаются на евреев, партизанский отряд продвигается дальше. Шансов у евреев, само собой, нет. А недоверия друг к другу - навалом.
![«Исполнитель](/wp-content/uploads/2023/02/ha-1053335.jpg)
И в этом месте начинается сказка.
- Давайте выйдем, а там разберемся, - логично говорит Киселев. И ему почему-то верят.
- Я не искал похожего артиста. Я искал камертон правды, - объяснял режиссер.
Александр Яценко, уже исполнявший главную роль в сериале «Ненастье» Урсуляка, безусловно, стал попаданием в точку. Наряду с выходцами из гетто, которых нужно вывести вопреки здравому смыслу, Киселеву верит и зритель, безоговорочно следуя за ним в это сомнительное путешествие.
![Александра Урсуляк с 17-летней дочкой Аней от первого брака с Александром Голубевым](/wp-content/uploads/2023/02/ha-5053337.jpg)
«Папа устал»
Клюквы в фильме достаточно, и воспринимать его как документальную историю нельзя. Трудно чем-то объяснить удивительный расслабон еврейского населения. Они устраивают скандал из-за нежелания брать свиную тушенку. Рискуя быть замеченными, совершают обряды и распевают религиозные гимны на весь лес. Драться, тем более убивать немцев, категорически не могут.
Николай Киселев становится им и мамкой, и нянькой, и военруком, и образцом справедливости. Он уговаривает упрямый народ есть свинину. Следит за моральным обликом своих солдат. И самоотверженно борется за жизнь каждого участника похода.
![«Сменивший](/wp-content/uploads/2023/02/ha-2053335.jpg)
Когда отчаявшийся отец готов утопить вечно плачущего ребенка, Киселев спасает чадо со словами «папа хороший, просто устал». Когда мальчику с ранениями требуется сахар для оказания первой помощи, Киселев умудряется добыть в лесу дорогой продукт. А еще учит евреев стрелять и совершать подвиги. И даже устраивает свадьбу по еврейскому обычаю. Да не просто устраивает. Он договаривается, что воспылавшему страстью солдату из Тагила не будут делать обрезание в лесу.
- У нас из дезинфицирующих средств только муравейник, - объясняет Николай строптивой еврейской девушке.
![Ширвиндт-младший притащился с женой Настей, годящейся ему во внучки. Обозвавший недавно русский народ «чернью», он ловил одобрительные взгляды соплеменников](/wp-content/uploads/2023/02/ha-3053336.jpg)
Такая комплементарная точка зрения по отношению к русскому командиру не могла бы понравиться другой стороне. Однако создатели хитроумно усидели на двух стульях, представив в фильме две точки видения. Одну, сказочную, с русским героем. Вторую, более реалистичную, с еврейским.
Моше Таль в исполнении звезды сериала «Монастырь» Марка Эдельштейна спасается от немцев всю первую часть фильма. Он примкнул к отряду не от хорошей жизни и, защищая сестру, совершает подвиги не меньше, а то и больше Киселева.
![72-летний Костя Райкин с 84-летней сестрой Екатериной](/wp-content/uploads/2023/02/ha-9053339.jpg)
Временные пространства
Действие «Праведника» происходит в нескольких временных пространствах. В 2005 году Николаю Киселеву было присвоено звание Праведник народов мира. Но назовут ли его праведником - зависит от единственного на тот момент оставшегося в живых участника похода. Однако по какой-то причине Моше Таль совсем не спешит молвить словечко за такого хорошего русского командира.
Кто-то усмотрит в происходящем еврейскую жадность. Ну а кому-то покажется иначе.
![«Разволновавшись](/wp-content/uploads/2023/02/ha-10053339.jpg)
Однозначно - посмотреть фильм стоит. Благо Чулпан Хаматовой в мелкокудрявом парике там совсем мало. Зато другие хорошие актеры представлены в изобилии.
Невозможно забыть сцену с еврейской матерью Нехамой (Наталья Савченко) и двумя ее сыновьями, которых мать отдает Киселеву добровольцами. Прекрасен Евгений Ткачук, сыгравший того самого урку из Тагила, воспылавшего любовью к еврейской девушке, роль которой исполнила Маша, внучка Валерия Золотухина.
Что и говорить, если хорошо, то хорошо.
![72-летний Костя Райкин с 84-летней сестрой Екатериной](/wp-content/uploads/2023/02/ha-7053338.jpg)
![«Маша,](/wp-content/uploads/2023/02/ha-8053338.jpg)