Изучал иконопись, подрабатывал дворником и грузчиком: как жил Никас Сафронов прежде, чем стал модным художником
«Когда появился я, колокольчик замер»
Николай, как назвали родители будущего народного художника РФ, появился на свет в Ульяновске. В многодетной семье, в которой воспитывалось шестеро детей. Предки Сафронова — потомственные православные священники.
О том, что такое труд, Никас узнал еще в школьные годы. С результатами этого труда связана не очень приятная история. Она объясняет, почему художник не любит оранжевый цвет.
«В пятом классе я работал летом на хлебзаводе, в шестом — на пивзаводе. Накопил денег. Я купил оранжевый вельвет и пошил шикарный костюм. Первого сентября у школы нас встречал директор с колокольчиком. Когда появился я, колокольчик замер. Костюм я потом перекрасил. Он сел, вельвет испортился, и был уже не тем».
Окончив восьмой класс, Сафронов поступил в Одесское мореходное училище, но продержался в нем только год. Позже изучал иконопись. С перерывом на службу в армии — в ракетных войсках — был студентом Ростовского художественного училища.
Во время учебы «крутился» — подрабатывал художником-бутафором, дворником, грузчиком, сторожем. «Я хотел жить нормально», — объясняет Никас.
«Я говорю: случай»
Так отвечает Сафронов на вопрос о том, как ему удалось стать известным, монетизировать свое творчество при жизни.
«Это всё кажется странным, но, наверное, тебя кто-то ведет, твой ангел, к которому ты относишься с уважением», — считает художник.
Он работает в самых разных стилях и считает правильным разбираться во многих направлениях художественного творчества. Есть у Никаса и собственный стиль, который он называет «dream vision». Это смешение классики и того, какой видит реальность сам художник.
Финансы, которыми владеет Никас, он нередко направляет на благотворительность. Не отказывает в помощи своим многочисленным детям.
«Пока семь, насколько я знаю. Плюс-минус. Я же никогда их не проверял, не трясусь, мой — не мой.
Эти дети рождались, кроме Стефано, не в браках и не по моему желанию. Занимался собой, своей жизнью, я не нянчился с детьми. И это меня, конечно, огорчает», — не скрывает Сафронов.
«Я был просто дикий!»
Официально он женился только дважды. Обе супруги были иностранками. Драгана — из Югославии, Франческа — итальянка. Стефано, которого Никас упоминал в интервью, родился во втором браке. В дальнейшем художник выбирал отношения без штампа в паспорте.
Сафронов как-то покаялся в горячем темпераменте:
«Когда я был студентом, я был просто дикий! Я мог разорвать на женщине одежду, а потом просил прощения. Сейчас не так. Я очень осторожен, очень предупредителен, я не позволяю себе таких эмоций».
Были в жизни Никаса и приключения, как в кино: «Такие страсти разгорались! Меня выслеживали, я гонялся там за какими-то мужьями, которые вернулись к моей любовнице».
Не так давно 66-летний Никас признавался, что сейчас чувствует себя готовым еще раз стать отцом. Так, чтобы уже самому растить ребенка и принимать самое непосредственное участие в его воспитании. А с другой стороны, художник невольно задумывается над тем, что следует из естественного течения жизни:
«Надо же при жизни видеть, кто из ребенка получится, как он рос, какой пошел дорогой, ты обязан иметь запас времени на его воспитание, хотя бы вырастить его до 18 лет».