Вазочки за полтора миллиона, любимое стекло Людмилы Гурченко и стакан для военных целей: в Гусь-Хрустальном показали шедевры производства

Людмилу Гурченко медленно убивали стекла из Гусь-Хрустального
Народная артистка СССР окружала себя красотой
10 лет назад газеты облетела новость: легендарный завод со старейшей историей в Гусь-Хрустальном закрыли. Тезис гласил, что разорили учреждение владельцы, поскольку менеджеры из них, как пуля из фекалий. Антитезис возражал: грешны работники, шабашившие из дома и обирающие родное предприятие. Примиряющий синтез рассудил: во всем виноваты китайцы. Это они за копейки делали что-то похожее, да так, что местным оказалось гораздо дешевле не дуть самим, а наклеивать знаменитую этикетку «Гусь-Хрустальный» на китайский ширпотреб.Так что когда на днях местный музей стекла в честь собственного 40-летия позвал в рабочий поселок журналистов, мы уже приготовились писать, как поживают развалины некогда богатейшего предприятия…

Знаменитый завод появился здесь более 260 лет назад, когда дочь Петра I стала экозащитницей типа Греты Тунберг и велела всем промышленным предприятиям убираться куда подальше от московского леса: «Пшли вон, такие-сякие, скоро все наши деревья на дрова изведете».

Ни бабки, ни связи не помогли купцу и стеклопромышленнику Акиму Мальцову. Пришлось сворачивать лавочку в Можайске и перебираться в необжитое местечко близ города Владимира на реке Гусь. Долгое время работники завода, которых Мальцов прихватил с собой, вместо того чтобы дуть стекло, отстраивали инфраструктуру с нуля. Промышленник терпел дикие убытки. Однако когда предприятие заработало, доход покрыл все издержки. Дело в том, что в Гусь-Хрустальном (так назвали поселок) была куча ценных ресурсов. И вода, и лес на растопку, и крутая глина, и известняк. Но самое главное, здесь имелся отличного качества песок - главный элемент шихты, из которой производят стекло.

«Вдовец
Вдовец Гурченко Сергей Сенин после ее смерти открыл в квартире в центре Москвы, где они жили, музей

Русские левши

Переворот в производстве произошел в начале XIX века. Британские ученые тогда случайно придумали хрусталь, добавив в шихту оксид свинца. Хрусталь был в сто раз круче стекла: и красивее, и прозрачнее, и звенел «малиновым звоном», и к тому же прекрасно гранился.

Соревнуясь с «ихней» алмазной гранью, наши мастера создали свой уникальный рисунок: «русский камень» и особую «мальцовскую грань», когда на каждом элементе рисовалась еще и снежинка, иногда различимая только в микроскоп.

Семейство Мальцовых богатело как на дрожжах. Один из владельцев завода Иван однажды откупился от верной смерти. Будучи секретарем Грибоедова в Тегеране, промышленник единственный избежал смерти от рук разъяренной толпы, подкупив охрану. А за моральные издержки получил право торговать стеклом на Востоке.

Мальцовы построили великолепный коттеджный городок для рабочих (домики из красного кирпича стоят до сих пор). На деньги одного из владельцев завода возвели Пушкинский музей изобразительных искусств в Москве, а еще - жемчужину Гусь-Хрустального - великолепную Георгиевскую церковь - лучшую работу архитектора Леонтия Бенуа. После разрушения колокольни и куполов креативные комсомольцы устраивали тут «антипасхи» и танцевали с бубнами и барабанами. Но сейчас в церкви расположен тот самый Музей стекла, в который позвали журналистов.

«Людмила
Людмила Марковна лежала в гробу, как королева 

Стеклянный букет

Музею страшно повезло. Из закромов завода удалось добыть не тронутые войной и советской властью ящики со старинными изделиями. Оказалось, что столетиями здесь отбирали самое ценное и прятали куда подальше. Посмотреть тут есть на что. Штофы, вазы-берцовки, названные по сходству с берцовой костью; крохотные, на одну чайную ложечку, рюмки-мухи. Такие появились после петровского указа бесплатно наливать в трактирах всем входящим. Отсюда пошло выражение «ходить под мухой».

Показывают и необыкновенной красоты букет мастерового Разумея Васильева. По легенде, у мастера заболела единственная дочь Ксюша и в бреду просила цветы. Поскольку зимой взять растения было негде, рабочий за ночь создал стеклянный букет. Ксюша обрадовалась и поправилась, но шедевр отобрал и спрятал злобный приказчик. (И правильно сделал: иначе Ксюша разбила бы, и мы бы его не увидели).

А еще здесь советуют не пропустить дорогущие вазы в технике галле, каждая из которых стоит как минимум полтора миллиона рублей. Чтобы получить такую, нужно долго и нудно вытравлять рисунок плавиковой кислотой. Эта техника и опасна, и трудна. Так что сейчас с ней никто не работает.

«В
В огнеупорных тиглях варят стекло 

В XIX веке пошла мода на разноцветные стекла: синие, зеленые, красные. Которые получались, если добавлять оксиды разных металлов. Лучше всех считались стекла урановые, желто-зеленого цвета, светящиеся в темноте. Окислы радиоактивного элемента тогда хранили чуть ли не под кроватью. И страшная расплата не заставляла себя ждать.

Сегодня про смертельные свойства урана знает даже школьник. А урановое стекло не производят в нашей стране с 1950-х. Но большой любительницей запрещенных изделий была Людмила Гурченко. Со студенческих лет она скупала по комиссионкам желтые вазочки.

- У меня дома три окна, и все - в урановом стекле, - хвасталась Людмила Марковна и страшно любила глядеть на коллекцию при закате, почему-то считая, что урановое стекло дает ей силы и энергию.

Но вот поклонники уверены, что все как раз наоборот: окружив себя радиоактивным стеклом, актриса постепенно и получила все свои тяжелые болячки.

«Работа
Работа у мастеров почти ювелирная 

Смертельный стакан

С приходом советской власти здешние изделия стали попроще. Одно время завод даже назывался Бухаровским и оправдывал название: рабочие бухали как не в себя. Потом предприятие встало, но его перезапустили производством граненых стаканов, разработанных скульптором Верой Мухиной. Их выпускали по десятку миллионов штук в год и использовали не только в мирных целях.

В афганскую войну солдаты помещали в гусевские стаканы гранаты Ф-1 с выдернутой чекой. Стенки удерживали предохранитель, поэтому граната взрывалась только после того, как стакан разбивался о землю. Как отмечают спецы, боеприпас в стакане летел дальше, а помещенный в густую траву, становился мини-ловушкой для противника. Именно поэтому такие конструкции бойцы окрестили «афганскими тюльпанами».

Хрустальная свинья

Примерно в наши времена предприятие признали банкротом. И мы уже готовились писать грустную историю о том, что раньше было все, а сейчас - ничего. Но когда журналисты разглядывали руины, омытые уриной, выяснилось, что в них зародилась новая форма жизни. Раздался цокот каблучков. Из заброшенного на вид здания вышла приятная женщина и широким жестом пригласила внутрь.

- Как! Завод работает? - удивились мы.

- Еще как! - ответила дама.

Завод, который почти усоп и разложился на плесень и липовый мед, неожиданно возродился. Правда, не весь, а одним экспериментальным цехом. Там производят уникальные и дорогие вещи. Вручную делают дорогую посуду типа стаканчиков по 3 тыс. руб. штука; наборы из небьющихся штофа и двух рюмок в президентский кортеж «Аурус» или всякие эксклюзивы по индивидуальным заказам.

Часть изделий можно посмотреть в выставочном зале. В наличии Хрустальная Сова, которую вручают знатокам из «Что? Где? Когда?», конек мирового первенства по фигурному катанию, Хрустальная Турандот и любимица публики - матовая хрюшка с поросятами, изготовленная для одной свинофермы. Заказчики специально обговаривали расположение пятнышек на спинках поросят и количество сосцов у свиноматки.

«Музей
Музей хрусталя расположен в Георгиевском соборе, оформленном знаменитым художником Виктором Васнецовым 

Почки с камнями

Налажено и экспериментальное производство. Стоит цех, в цехе - сцена, на сцене - мужики у всех на виду выдувают из длинных трубок красные стеклянные шары. Зрелище завораживает. Поглядеть на трудящихся мастеров водят экскурсии. От желающих нет отбоя. Особенно желают гламурные дамы, уставшие от метросексуалов. Дамы записываются по нескольку раз и утверждают, что здешние запахи вызывают у них необычайный прилив энергии.

Стеклодувы тоже люди избалованные. Привыкли, что каждый день к ним приводят новых красивых женщин. В последний раз парни приходили в волнение пару месяцев назад, когда ради съемок телешоу в цех пожаловали Сати Казанова и Клава Кока - обе в коротких юбчонках.

- Запускай компрессор! - кричали стеклодувы. - Мы сейчас Мэрилин Монро делать будем!

Девчонки ржали в голос.

Работа у мужиков непростая. Попробуй дуть в трубку и одновременно крутить, чтобы заготовку не перекособочило. Но зарплата приличная - под 70 тысяч - для здешних мест неплохо.

На вопрос журналистов, какие есть проблемы, нам признались, что главная связана с сырьем. Волшебный песок, ради которого Аким Мальцов выбрал эти места, давно иссяк. Долгое время его завозили с Украины.

Есть проблема с оснащением. Стекло варят в специальных огнеупорных горшочках - тигелях. Сначала их закупали в Германии, но завод сгорел. Стали закупать в Донецке, но и там производство было уничтожено в ходе известных событий. Где брать горшки - головная боль руководства. Старые рассчитаны на определенное количество «готовок» и уже начинают рассыпаться.

Недавно из-за этого едва не пострадала Елена Малышева. Когда для съемок «Жить здорово!» ей понадобились человеческие почки в хрустальном обличье, мастера выдули изделие. Но кусочки развалившегося горшочка попали в шихту и образовали камешки. Пока собирались переделывать, вмешалась сама тетя-доктор. Увидев запоротое изделие, она пришла в восторг. Почки получились с камнями. Как раз то что нужно для наглядности.