Зачем в фильме про самбо показали мужчину Любу
Всего год назад в легендарной серии «ЖЗЛ» вышла первая биография Ощепкова. Ее автор Александр Куланов заметил, что если бы кто замахнулся на кино про Василия Сергеевича, никто бы создателям не поверил, потому что так в жизни не бывает.
Ощепков был видным, интеллигентным мужчиной. Ходил в светлом, носил щегольскую шляпу на лысой, как колено, голове. В совершенстве владел японским, английским и оказался единственным на тот момент человеком в СССР (и четвертым в мире среди белых иностранцев), кто имел черный пояс по дзюдо.
Глядя на него, никто бы и не сказал, что родился Ощепков на Северном Сахалине. Отец его был ссыльным, мать - каторжанка, присевшая за уголовку. В 14 лет Василий лишился обоих родителей. Шел 1907 год, но сироте удалось обхитрить судьбу.
Спрятавшись на корабле, он уплыл в Токио и устроился в русский приход. К тому времени чиновники, схватившись за головы, поняли, что одна из главных причин нашей неудачи в Русско-японской войне - катастрофическая нехватка переводчиков. Под крышей русской миссии начали создавать центры, чтобы из детей разведчиков растить людей, свободно владеющих языком. Один из таких центров располагался в семинарии батюшки Николая, куда и пришел Ощепков.
За короткое время Вася выучился читать и писать на японском, а еще проявил недюжинный талант в дзюдо. Борьбу в семинарии преподавали вместо физкультуры. В конце концов сами японцы, узнав об одаренном юноше, позвали его в школу Кодокан, где «русский медведь» получил черный пояс. И это было очень круто, учитывая, что коренное население русских, мягко говоря, не обожало.
Вернувшись в Россию, Ощепков трудился разведчиком. Сначала работал на царя, потом без малейшего сомнения принес присягу большевикам. И так продолжалось довольно долго. Хотя Василий безмерно страдал от тупости малообразованных начальников.
В начале тридцатых он покончил с неблагодарным поприщем и стал преподавать в Институте физкультуры имени Сталина. На базе дзюдо начал создавать новый вид единоборств. Он считал, что скоро грядет новая война с Японией, для которой ему нужно подготовить бойцов Красной армии.
Преподавать ему остается считанные годы. Вскоре он будет арестован по Харбинскому делу и через неделю умрет в Бутырской тюрьме от сердечного приступа.
О роли партии в создании удушающих приемов
Говорить об Ощепкове в нашей стране было не принято, а автором борьбы самбо считался его ученик Анатолий Харлампиев. После ареста наставника Анатолий, страшно рискуя, завладел его архивом, в частности рукописью книги Василия Сергеевича. Ничего не меняя по сути, Анатолий окружил описание приемов правильным контекстом. Исключил упоминания о японской основе, указал на «народное» происхождение и при всяком удобном случае подчеркивал ведущую роль партии в создании борьбы.
Творение мифа завершил безумно популярный советский боевик Юрия Борецкого «Непобедимый», снятый в 1983-м. Главный герой Андрей Хромов (его сыграл Андрей Ростоцкий) ездит по только что освобожденным от басмачей районам Средней Азии и собирает их боевые приемы. Несмотря на то, что в фамилии главного героя угадывался Харлампиев, режиссер сделал персонажа похожим на харизматичного Ощепкова: тот ходит весь в белом и в шляпе.
Сценарий, написанный Павлом Лунгиным, мало относился к реальным событиям, как, впрочем, и новый фильм «Легенда о самбо». Однако режиссер Андрей Богатырев сразу придумал отговорку: мол, достоверности не ищите, легенда она и есть легенда.
По словам создателей, главное достижение кино в том, что им удалось совместить биографии трех главных создателей самбо. Третьим стал инструктор НКВД Виктор Спиридонов (актер Дмитрий Павленко), конкурирующий с Ощепковым (Вольфганг Черни). Спиридонов был типичным советским тренером, почерпнувшим знания из книг. Для нужд милиции он пытался приспособить джиу-джитсу.
«Жизнь – коротка, а знания – бесконечны»
По сравнению с «Непобедимым» новый фильм получился гораздо менее захватывающим, хотя более ярким с точки зрения огламуренной картинки. Выразительно-эротичными, например, получились сцены спартакиады с выступлением гимнасток, исполняющих фигуры. Оператор зачарованно не сводит камеру с многообещающего зазора между ногами и штанинами и суперкоротких шорт.
А вот попытка впрячь в одну телегу трех создателей борьбы вышла такой себе. Если в «Непобедимом» молодцы - коммунисты, борющиеся со злодеями-басмачами, то в новом кино главным злом представлены работники органов в лице «куратора» (Алексей Шевченков). Именно с его подачи люди клепают друг на друга доносы и подводят под расстрелы.
Режиссер не ставит задачу намекнуть - был ли на самом деле шпионом Ощепков. Странный персонаж в белом внезапно появляется и так же внезапно исчезает. Его антагонист Спиридонов не гнушается стукачеством, а узнав, что коллегу посадили, и ухом не ведет.
Отталкивающее впечатление производит молодой Харлампиев (Антон Вохмин). В начале фильма он предстает криминальным авторитетом, завербованным в органы, чтобы обучать сотрудников новому виду борьбы. А в конце становится плагиатором: выкрав книгу учителя, издает ее под своей фамилией.
Вся эта человеческая гадость по мысли авторов искупается философией. Ее в фильме хоть отбавляй, но все умные мысли можно свести к единственной, уже прозвучавшей в боевике Богатырева: «Жизнь человека коротка, а знания - бесконечны».
Кстати, в «Легенде о самбо» наряду с ничего не выражающими героинями-женщинами появляется длинноволосый мужчина-милиционер по кличке Люба. Что хотели этим сказать - не уточняется, но догадаться легко. Над кино начали работать шесть лет назад, когда наличие таких героев обеспечивало внимание западных коллег, одаривающих премиями на кинофестивалях.