Режиссёр «греховного» фильма с Олегом Меньшиковым решил принять православие

В скромной комнатке Дома ветеранов кино Александр Фёдорович чувствует себя вполне комфортно

В фильмах Александра Хвана дебютировали многие знаменитости, например Максим Аверин, Ольга Арнтгольтц и Игорь Петренко

Самого мастера прославили картины «Дюба-дюба», «Умирать легко», «Кармен» и другие. Накануне 60-летнего юбилея Александр Федорович пригласил нас в Дом ветеранов кино. Туда ХВАН переехал около года назад, не потянув съемное жилье в Москве.

Сейчас Александр Хван ютится в комнатке с письменным столом, двуспальной кроватью, холодильником и кучей неразобранных коробок. Но режиссер не жалуется - крыша над головой есть и ладно. Перед встречей с ним автор этих строк позвонила Хвану, чтобы узнать, что купить к чаю. Александр Федорович крайне вежливо попросил привезти лучше пачку сигарет. Привезла две, «крепких». К концу нашего разговора от них почти ничего не осталось.

- Я еще с 96 года, после развода с первой женой, живу на съемных квартирах. И вполне к этому привык, - начал рассказ постановщик. - Работы с начала прошлого года у меня почти не было, поэтому и платить арендаторам нечем. Вот и переехал сюда. За комнату надо отдавать по 30 тысяч в месяц, и то, как члену Союза кинематографистов. Сейчас вот задерживаю оплату - долга накопилось уже на 100 тысяч. Конечно, меня готовы терпеть и ждать. Как только появится новый проект - сразу расплачусь.

- Родные вас не поддерживают?

- Одна газета недавно собиралась раздуть из этой истории скандал. Мол, пожилой режиссер остался на улице без помощи родственников. На самом деле все иначе. Мне здесь очень комфортно - мало с кем нужно общаться. А я люблю уединение. У меня тут, в общем-то, всего один товарищ - бывший главред «Ленфильма» и сценарист Михаил Коновальчук. Его молодая жена была вторым режиссером на моем последнем проекте. Она молдаванка и гражданка Румынии. Из-за этого у нее проблемы с московской пропиской.

С сыном Артёмом и первой женой - актрисой Еленой АСТАФЬЕВОЙ. Фото из личного архива

- Почему сейчас сидите без работы?

- У меня в жизни было два таких провальных периода. Первый - после кризиса 98-го, когда картины перестали запускать вообще. В тот год я просто валялся в кровати, курил и должал за съемную квартиру. Но потом на РЕН ТВ появился проект «Черная комната», для которого я снял две новеллы - «Клеопатра», в которой дебютировал Игорь Петренко, и «Ведьма». После наступило счастливое время: денежная работа шла одна за другой, у меня появилась молодая супруга, ребенок родился… Но в начале 2016-го все опять свернулось.

- В подобных ситуациях впадаете в депрессию?

- Начинаю болеть. Прошлой зимой у меня вдруг началась гипертония и даже ноги стали  отказывать. Попал в больницу, где назначили серьезное лечение. Хотя к врачам ходить не люблю. Но меня заставил Союз кинематографистов, который все оплатил, за что я крайне благодарен. Удивительное дело: как только появился мой последний на данный момент проект «Сын» для ТВЦ, который покажут в середине января, болезнь как рукой сняло. Так что работа - это лекарство.

- Кто снимался у вас в «Сыне»?

- Главную роль сыграл Алексей Макаров. Правда, поначалу продюсеры бунтовали, что он может запить и сорвать съемки или просто не приехать. Но я с Лешей уже работал - все было отлично, без эксцессов. К тому же, прочитав сценарий, он так захотел у меня играть, что даже скостил треть своего гонорара. Вот с кем мы намучились, так это с Марком Рудинштейном. Оказалось, он совершенно не способен запомнить текст. Пришлось использовать суфлер. Более того, в фильме Марк заговорит моим голосом, потому что тот совершенно не умеет озвучивать.

Елена АСТАФЬЕВА в фильме «Одиноким предоставляется общежитие»

«Дрянь хорошая, дрянь плохая»

- Как вы относитесь к критике своих проектов?

- Нормально. Просто делю критиков на умных и глупых. Скажем, однажды Виктор Матизен написал очень плохую, ругательную рецензию на «Дюба-дюба». Как-то мы случайно встретились, и я сделал ему всего лишь одно замечание: «Ты имеешь права на такую точку зрения, только вот этот эпитет совершенно ни к чему». Он потом признался, что был поражен моей реакцией. Думал, что я драться полезу, а я лишь указал на стилистическую ошибку. Кстати, во время монтажа «Дюбы…» я покрестился в православие.

- Кто вас к этому подтолкнул?

- Это было собственное желание. Меня свели с очень крупным на тот момент иерархом церкви отцом Иоанном. Я предложил ему посмотреть «Дюбу…» и другой мой фильм «Доминус», чтобы потом покаяться. Мне казалось, что этими картинами я нагрешил. И даже думал, что отец Иоанн предаст меня анафеме. А он подарил свою книгу с подписью: «Гениальному художнику». «Как же так, батюшка?» - удивился я. «Важны не те страсти, которые вы применяете в кино, а то, во что их переплавляете», - мудро ответил он.

Олег МЕНЬШИКОВ и Анжела БЕЛЯНСКАЯ в драме «Дюба-дюба»

- В «Дюба-дюба» главную роль сыграл Олег Меньшиков.

- Я не был с ним знаком до съемок. Посмотрел его работы, пригласил на пробы и утвердил. А вот Александру Домогарову пришлось отказать, из-за чего он на меня обиделся. Сценарий фильма, написанный молодыми драматургами Петром Луциком и Алексеем Саморядовым, автобиографичен. У Саморядова, как и в картине, случился роман с девушкой, которая сидела в тюрьме. Он долго с ней переписывался и строил в голове планы побега. А съемки у нас шли легко и непринужденно. Особенно сцена убийства героя Меньшикова. По сценарию, ему втыкали в грудь нож, а когда вынимали, изо рта Олега сочилась кровавая пена. Ее мы сделали из взбитых яичных белков и вишневого сока. Меньшикову пришлось держать эту гадость во рту. А чтобы из-под ножа вытекала «струйка крови», мы использовали тот же вишневый сок, трубочку и силиконовую грушу. Но в первом дубле я нажал на грушу не вовремя, и «кровь» пролилась раньше, чем нож вошел в Меньшикова.

- Чаще всего вы снимали Оксану Фандеру. Она ваша муза?

- С Оксаной мы давным-давно шапочно познакомились на «Кинотавре». Главная женская роль в фильме «Дрянь хорошая, дрянь плохая» изначально писалась для Наташи Петровой. Но я засомневался. Тогда Рамиль Сабитов посоветовал мне Фандеру. Она великолепная актриса. Жаль, что одно время Оксану не снимали, безосновательно считая ее бездарной красоткой. Сейчас мы большие друзья.

Во время репетиции скандальной сцены из картины «Кармен» с исполнителями главных ролей ПЕТРЕНКО и ФИЛИППОВОЙ. Фото из личного архива

- А бывшая жена Владимира Вдовиченкова - Ольга Филиппова?

- О, Оля - мое детище! Роль в ленте «Кармен» стала ее дебютом. С актрисой пришлось много работать, по-настоящему «дрессировать». Ведь у нее не было ни опыта, ни актерского образования. Но брать другую не хотелось - Филиппова абсолютно подходила по типажу. В жизни Ольга достаточно медленный человек. Я заставлял ее говорить в два раза быстрее, чем она привыкла. «Я не могу, это скороговорка какая-то!» - сетовала Филиппова. Но в результате сыграла, как надо. И с тех пор выросла как актриса.

- Эротическая сцена в ванной в «Кармен» больше похожа на изнасилование. Как уговорили Филиппову на такое?

- Мы снимали ее уже в конце, когда Оля мне доверяла. Сделать такую откровенную сцену секса-драки мне показалось необходимым. Хотя обычно избегаю подобного. Перед съемкой я показал Филипповой сцену секса из фильма «Почтальон всегда звонит дважды» с Джессикой Лэнг и Джеком Николсоном и спросил: «Как думаешь, стыдно было актрисе сниматься?» - «Нет, конечно!» - ответила она. Когда я сказал, что мы будем делать что-то похожее, она расслабилась. Хотя не сразу согласилась полностью раздеться и особенно на то, что Игорь Петренко сорвет с нее трусики. А он, к слову, спокойно все сыграл. Даже несмотря на то, что в одном дубле на общем плане с него слетели брюки и в кадре появилась его белая задница. Группа тогда грохнула, все заржали.

Внезапно нахлынувшую страсть Игорь и Ольга сыграли достоверно

- Случались у вас романы со своими актрисами?

- Главная героиня, естественно, должна привлекать режиссера как женщина. Но у меня принцип - с артистками ничего личного. Правда, пару раз я его нарушил. Даже ушел от первой жены к одной актрисе. Стал с ней жить. Но уже через год мы катастрофически поссорились и разбежались, ненавидя друг друга. Спустя много лет кастинг-директор прислал мне ее на эпизодическую роль. Я был в ужасе. Но мы встретились как старые знакомые и даже поцеловались. Она прекрасно отработала, очень вежливо себя вела. Я даже увеличил ей роль. А в другом проекте дал главную. Теперь мы замечательно общаемся.

Сладкие ножки

- У вас за плечами два брака. Как познакомились с первой женой Еленой Астафьевой?

- Во ВГИКе. Она училась на актрису, я на режиссера. Но у нас была совмещенная мастерская. На Лену я сразу обратил внимание. Потом вдруг обнаружилось, что у нас совпадают дни рождения. Мы подружились. Она оказалась единственной женщиной, которую я добивался. Остальные сами падали ко мне в объятия. После спектакля в «Современнике», на ступеньках, я признался ей в чувствах и убежал. Нам было по 18 лет, что вы хотите. Ко мне тогда даже парни клеились. Однажды после занятий танцами в институте подошел студент-азербайджанец со старшего курса и прошептал на ухо: «Какие у тебя сладкие ножки».

- А как все-таки сблизились с Леной?

- Полгода она избегала контактов со мной. Но как режиссер я все время привлекал ее в свои отрывки. В конце концов она сдалась. Финальный экзамен третьего курса по марксистско-ленинской философии выпал на самый разгар нашего медового месяца. Я не знал ничего! И жили мы, в общем-то, счастливо. Хотя меня, провинциала, многие подозревали, что я женился на москвичке из-за прописки, но я об этом даже не думал.

Приступая к съемкам «Дюбы-дюбы», я даже придумал для нее роль проститутки. Мы месяц снимали в Крыму сцены с участием Лены. Но в какой-то момент я понял, что эту линию надо убрать. Жена на меня дико обиделась.

Вторая жена нашего героя - Александра ЯКОВЛЕВА с их сыном Игнатом. Фото: Facebook.com

- А со второй супругой, переводчицей с английского Александрой Яковлевой, почему не сложилось?

- В быту я неудобен. Часто бодрствую по ночам - читаю или смотрю что-нибудь. А Саша очень чутко спит, и мои посиделки после полуночи ее раздражали. К тому же, привыкнув командовать на съемочной площадке, я так же командую в жизни. Всегда удивляюсь, если меня не слушают и не подчиняются. В общем, прожив десять лет, мы расстались. Саша вместе с нашим сыном Игнатом переехала в Питер, откуда я ее в свое время забрал. Теперь с ребенком удается видеться редко, и я очень переживаю из-за этого.

- Он унаследовал от вас творческую жилку?

- Замечательно рисует. Зуб даю, что Игнат станет талантливым художником. А мой старший сын от Лены Астафьевой работает инженером, конструирует фюзеляжи летательных аппаратов.

- Кстати, о творчестве. Вы же не только режиссер, но и как актер работаете в кино.

- Ну, это счастливые случаи. У меня специфическая внешность, поэтому зовут на небольшие роли этнических персонажей. Изображал и китайцев, и вьетнамцев, и японского генерала, и тайского императора. Я и в своих картинах стараюсь всегда сняться.

- А проблем из-за внешности никогда не возникало?

- Однажды, когда жил в Питере и поздно возвращался домой, меня остановила компания скинхедов. «Ты кто по нации?», - спрашивает их главный. «Не видишь, что ли, еврей!», - ответил я. Они заржали, и мы разошлись. Я кстати правду сказал - по маминой линии я еврей наполовину.


Прикинь!