В последнее время кино про становление известных исполнителей пользуется особой популярностью. На ура приняли зрители историю «Комбинации» и байопик про группу «Руки Вверх!». В кинотеатрах вовсю сгребает кассу «Плагиатор» Мегердичева: зрелище про музыканта-неудачника, попавшего в 90-е, получилось не сильно вразумительным, зато там звучит куча музыки из нашего прошлого. В этом смысле Свердловский рок-клуб (сокращенно - СРК) вообще золотая жила. Премьера фильма - в будущем году, на который и приходится круглая дата.
Екатеринбург, или, как его называют, Ебург, - место особое. Его называют «городом бесов», который идет своей дорогой.
- Здесь и зрители особые: если им что-то нравится, то нравится, а если нет - ничего с ними не сделаешь, - то ли пожаловался, то ли похвалил Марк Тишман.
Несмотря на разнообразные запреты, начиная с 70-х здесь расцвела буйным цветом запрещенная музыка. Самостийные ВИА исполняли на танцах западные хиты, и препятствовать этому было невозможно. Но когда в репертуаре исполнителей стали появляться собственные песни, государство решило взять их под контроль. После первого рок-концерта, который состоялся в городе в 1981 году, на высоком уровне приняли решение создать рок-клуб по образу и подобию того, что в Ленинграде.
В 1986 году он открылся в ДК имени Свердлова и за первый год объединил 21 группу. Далеко не все исполнители были профессионалами. Например, каркас группы «Чайф» сложился из школьных друзей, выпускников строительного техникума: потому-то и поклонники приходят на ее концерты в строительных касках. Дед уральского рока Евгений Горенбург - вообще дипломированный врач, как, впрочем, и лидер «Агаты Кристи» Глеб Самойлов.
Соцсетей тогда не существовало, но в 80-е каждый горожанин знал рокеров чуть ли не в лицо. Важную роль в популяризации жанра сыграл Алексей Балабанов, снявший выпуск киножурнала «Советский Урал», посвященный местному року. В нем засветились лидер «Чайфа» Владимир Шахрин, фронтмен «Наутилуса» Вячеслав Бутусов и другие будущие суперзвезды. Этот выпуск крутили в кинотеатрах перед сеансами, и зачастую зрители приходили исключительно затем, чтобы посмотреть киножурнал. Когда начинался фильм, половина зала осуществляла массовый исход.
Уже после, сняв «Брата 1» и «Брата 2», Балабанов популяризировал уральский рок даже среди тех, кто до этого слушал одну Пугачеву. Сборники песен из фильма продавались отдельно, расходились как горячие пирожки, а критики шутили, мол, «Брат» - это кино про то, как чувак хочет послушать хорошую музыку, но ему усиленно мешают это делать всякие уроды...
Официально Свердловский рок-клуб существовал до 1991 года, причем последней принятой в него группой стали «Смысловые галлюцинации». Но и после распада клуба о нем не забыли, и дело его продолжилось. Появились Чичерина, группа «Сансара», «Курара» и другие.
Мокрая ночь в Ебурге
Евгения Горенбурга по праву считают дедом уральского рока. Лидер группы «Топ» и сегодня выглядит как цветочек из своего же хита «Пионы»: «Я люблю, я люблю пионы, они лохматые такие, они пузатые большие». «Дед» полон сил и продолжает популяризировать свой город как музыкальную столицу. В нынешнем году он в 11-й раз провел в Екатеринбурге ночь музыки Ural Music Night - мероприятие, которое горожане уже окрестили «мокрой ночью» из-за того, что в эту ночь на столицу русского рока стабильно обрушиваются все небесные хляби.
Смысл праздника в том, что в город съезжаются крутые музыканты и дают бесплатные концерты на огромном количестве площадок, а толпы народа ходят туда-сюда под дождем. В этом году площадок было сто, выступали более двух с половиной тысяч артистов разных жанрах. Участие в «ночи» приняли даже оперные певцы. Ценители оперы были довольны, а вот фанаты рока - не очень. В столице рока впервые решили не делать отдельную рок-площадку. Вместо этого поставили на старую поп-гвардию, которая нынче в топе. Кадышеву, правда, не пригласили.
- Ее можно и по телевизору посмотреть, - рассудил Горенбург и пожаловался на то, что на проведение фестиваля еле наскребли необходимые 150 млн руб.: мероприятие потеряло стародавнего щедрого спонсора и находилось под угрозой срыва. Так что вместо Кадышевой отдувалась исполнительница хита «На теплоходе музыка играет» Ольга Зарубина (ей недавно написал новый хит аж целый итальянский композитор), пел под гитару пожилой Вячеслав Малежик и хрипел снова популярный Кай Метов, чей стародавний хит Position № 2 опять звучит изо всех утюгов (Метов откровенничал, что сейчас он популярнее, чем в 90-е, и на радостях недавно даже выпустил новый сингл). Ожидали того организаторы или нет, но самым массовым оказался концерт группы «СмешBand» - их пришло послушать порядка 150 тыс. человек от мала до велика. Еще немного - и побили бы рекорд Кадышевой на «Алых парусах».
Вторым по массовости стал исполнитель Niletto, известный широким массам по хиту «Любимка». Екатеринбуржцы встретили солиста креативно: на афишах пририсовали ушанку, гармонь и подбили правый глаз. Музыкант только порадовался и даже снялся возле народного творчества. В конце концов, одна из традиций Екатеринбурга - привлекать художников к работе с музыкантами. По этому поводу вспоминается народный дворник России Старик Букашкин, который еще в 80-е прославился тем, что расписывал в Свердловске бетонные заборы и мусорки, а потом стал полноценным участником рок-фестиваля.
В который раз ночь завершилась красиво. Под хит «Луч солнца золотого» в исполнении лидера группы «Смысловые галлюцинации» горожане ловили первые лучи солнца специальными карманными зеркальцами. Организаторы насчитали почти полмиллиона «зайчиков» и остались очень довольны, даже несмотря на то, что главный хедлайнер «ночи» - группа Funk'n'Stein не прилетела из Израиля по причине закрытого неба. По предварительным подсчетам, «мокрая ночь» оказалась выгодной и принесла городу около миллиарда рублей прибыли.
Источник фото: Кадр Youtube.com,Кирилл Зыков / Агентство «Москва»