«Буратино» Дмитрий Иосифов оказался выше мести драчливому коллеге

Дмитрий Иосифов
На посту режиссера юбиляр как рыба в воде
Актеру и режиссеру Дмитрию Иосифову стукнуло 60 лет! Это он сыграл Буратино в советском детском фильме, а когда вырос, стал и сам снимать кино. Хотя и окончил актерский факультет ВГИКа, больше режиссирует.

Фильмы и сериалы Дмитрия Иосифова «Диверсант. Крым», «Любовь Советского Союза» и саги об императрицах - Екатерине II с Мариной Александровой и о Елизавете Петровне с Юлией Хлыниной - полюбились миллионам. А недавно Дмитрий закончил съемки семейной ленты о юной скрипачке с дерзким характером, в которой Алексей Гуськов играет главную мужскую роль. Но поговорили мы не об этом.

Несколько лет назад  во время работы над фильмом «Чемпион мира» - о поединке за шахматную корону между Анатолием Карповым и Виктором Корчным - произошел громкий инцидент. Очевидцы рассказывали, что Иосифов, приглашенный на роль Михаила Таля, позволил себе профессиональное замечание режиссеру картины Алексею Сидорову (известному по сериалу «Бригада» и фильму «Бой с тенью»). А тот не стерпел конструктивную критику коллеги и, дескать, распустил руки.

Но, как сообщил наш инсайдер, «Буратино» предпочел не раздувать скандал. Во-первых, «умные на дураков не обижаются», а во-вторых,  за его спиной - целая творческая династия: жена-художник и сын-оператор.

- Дмитрий, ходят слухи, что один культовый режиссер на съемках ударил вас за то, что вы предложили ему разнообразить свою роль, - задали мы деликатный вопрос юбиляру.

- Такие случаи бывают, - сдержанно пожал он плечами. - Для меня проявления дурного поведения - следствие плохого воспитания. В том числе в профессиональном смысле. Европейский кинематограф и особенно Голливуд избавлен от подобного неуважения к коллегам. Работая с пятью немецкими актерами, я поразился их профессиональной культуре: они не просто принимали мои ремарки, а сами спрашивали, что можно улучшить. В отличие от них, некоторые наши артисты воспринимают, например, замечания по поводу внешнего вида в кадре как жуткое оскорбление. А по окончании рабочего времени готовы покинуть площадку, не дожидаясь команды «Стоп. Съемка закончена».

«Сидоров»
Сидоров 

- Получается как в школе: звонок для учителя, а не для учеников. А в кино - не для актеров, а для режиссера.

- Михаил Горевой рассказывал мне, как на съемках фильма Спилберга «Шпионский мост» великий Том Хэнкс лично подбрасывал ему текст. Несмотря на то что наш актер знал роль наизусть. «Я помогаю тебе эмоционально, так поступают все хорошие партнеры», - скромно объяснил Хэнкс.

- Как на съемках «Чемпиона мира» вам работалось с Иваном Янковским, сыгравшим Анатолия Карпова?

- Я делился с Ваней, как играть шахматиста. Объяснял, что мозг гроссмейстера - как мощный компьютер, просчитывающий тысячи вариантов. Советовал мысленно вести обратный отсчет от 100 до нуля во время партии - это создает в глазах нужное ощущение напряженной работы мысли.

- Как сами готовились к роли Таля?

- Помогли мои увлечения математикой и шахматами в детстве. Изучая матчи Таля, я был очарован его парадоксальным, но безупречным мастерством: даже проигрывая, он оставался истинным виртуозом.

«Дмитрий
Дмитрий в роли Таля (стоит над Янковским) 

Режиссерские тайны

- Вы выпускник актерской мастерской Алексея Баталова во ВГИКе, но редко снимаетесь. Почему?

- Нет времени разрываться между режиссурой и актерством. Создание фильма - процесс трудоемкий, требующий полной самоотдачи.

- При подготовке к съемкам сериала об императрице Елизавете читали роман Алексея Толстого «Петр Первый»?

- Изучал множество материалов об эпохе Петра и его семье: дни и ночи проводил в архивах, посетил все дворцы и музеи. Осмысливал, как из юной девушки Елизавета превратилась в мощную правительницу и, увы, в монстра. Я видел мебель, которая в последние годы стояла у нее в комнате, в частности кровать в форме фаллоса.

«Юлия
Юлия Хлынина 

На роль Елизаветы пробовалось много актрис, но я выбрал Юлию Хлынину за ее талант, живость характера и подвижность. Ей предстояло сыграть сложный переход от 12-летней девочки к взрослой женщине, и она блестяще справилась. Как ученица Константина Райкина, Хлынина обладает огромным диапазоном.

- Говорят, у нее нет недостатков.

- Есть особенность - чрезмерная подвижность и беспокойность. Юля оправдывает свое имя: настоящая юла, но умная и вдумчивая. Она одна из немногих современных актрис, кто ведет дневник роли.

- Что значит «чрезмерно подвижная»?

- Она постоянно предлагала куда-то сходить, что-то посмотреть. Даже в выходные, едва открыв глаза, звала всех на прогулку. Я вынужден был говорить: «Юля, дай отдохнуть! Я же не такой молодой, как ты».

- Может ли искусственный интеллект заменить режиссера в кино?

- Никогда. Кино - искусство чувств, а компьютер не умеет чувствовать. Режиссерам нечего бояться.

«Буратино»
Буратино 

Встреча с прошлым

- Дмитрий, вас до сих пор называют Буратино на улицах?

- Нет, так называли только в школьные годы. Для меня это была просто детская роль. Хотя съемки подарили встречу с замечательными артистами. Николай Гринько (папа Карло) стал для меня примером профессионализма, а Ролан Быков (кот Базилио) восхищал своими импровизациями. Особенно запомнилась доброта Юрия Катина-Ярцева (Джузеппе - Сизый Нос) - дети ведь сразу чувствуют искренность. Интересно, что когда я сам работал с юными актерами-вундеркиндами, снова ощутил себя ребенком.




*Организация запрещена на территории РФ