Александр Яцко: «Счастье всю жизнь прожить с одной любимой женщиной дается не многим»
Талантище, мощь и глыба. Таких мало и на сцене, и в кино. Точнее, он такой один, - говорят поклонники об актере Александре ЯЦКО.
Широкая публика полюбила его по фильмам и сериалам «Марш Турецкого», «Дорогая Маша Березина», «Закрытая школа», «Жулики» и др. и с нетерпением ждет новых работ, чтобы снова и снова насладиться его отрицательным обаянием.
Мы встретились с Александром Яцко накануне его 60-летия и пригласили на откровенный разговор.
- Александр Владимирович, как к юбилею готовитесь?
- Никак. В этот день буду на родине в Белоруссии встречаться с одноклассниками. Вспомним молодость, песни попоем, мне и им будет приятно. Десять лет назад я справлял юбилей в родном Театре имени Моссовета, где работаю уже четверть века. Но тогда у нас была совсем другая ситуация. Сейчас же все уныло и скучно, вот и энтузиазм пропал.
- Ну, хотя бы подарков ждете?
- Нет, конечно. Жду от себя активности и идей. Я ведь себя за волосы всю жизнь тащу. И думаю, что это правильный путь. Увы, теперь мало работаю. Гораздо меньше, чем мог бы. Но так складываются обстоятельства. 60 для меня просто цифра, чепуха. Я не нумеролог, но все равно грустно, конечно. Хотя понимаю: надо искать плюсы везде. Например, хорошо, что до этого возраста дожил, ведь многих моих друзей уже нет.
- А в детстве испытывали ощущение счастья от дня рождения?
- Бывало. Однажды папа подарил мне велосипед. Самый красивый во дворе, с никелированными ободками, с красными шинами. Когда резко тормозил, он оставлял красные следы на асфальте. У меня было счастливое детство, все возможное для этого делали друзья.
Я не сразу стал актером. Отучился в Минске в Политехническом институте на архитектурном факультете. Там начал участвовать в художественной самодеятельности, пришел в студенческий театр «Колизей» и понял, что именно этим и хочу заниматься. Год по профессии все же отработал и в 23 поступил в Москве в театральный.
А потом, в 1985 году, Анатолий Эфрос меня в Театр на Таганке пригласил, где я восемь лет потом служил. Когда он умер, началась пошлая свара, и Сергей Юрский, с которым познакомился на конкурсе чтецов, предложил к ним в Театр имени Моссовета перейти.
- Почему нынешнюю ситуацию там вы называете застоем?
- В 2016 году умер наш художественный руководитель Павел Хомский, и во главе театра стала режиссерская коллегия из трех человек - Андрон Кончаловский, Сергей Юрский и Юрий Еремин. А всю ситуацию с тех пор контролирует директор театра Валентина Тихоновна Панфилова. Она весьма талантливый администратор, но в творческом плане развития не приносит. Потому что сейчас во главе угла боязнь перемен и страх перед движением вперед.
- Почему же вам не прислали из Министерства культуры нового худрука, как, например, Сергея Женовача в Московский художественный театр, который сменил там Олега Табакова?
- В отличие от МХТ наш театр не федеральный, а городской и подчиняется Департаменту культуры Москвы. Я искал встречи с Александром Кибовским, руководителем департамента, но он отказался со мной разговаривать. Видимо, я не его уровень или тоже боится резких движений. Когда Олег Павлович Табаков болел, бразды правления в его театре крепко взяла его «правая рука» Ольга Хенкина. Недавно ее наконец-то убрали. А у нас между тем ничего не меняется. Видно, у Панфиловой очень серьезные связи.
- Увы, ваш театр не радует громкими премьерами. Последние оказались не совсем удачными - «Васса», Reception. Люди в зале чуть ли не спят…
- Да, у нас в последние годы все слабенькое выходит. Reception поставил Юрский, он же сыграл главную роль. Но лучше бы он этого не делал. Это просто позор! И его личный, и театра. Старость - не радость. Надо это понять и отойти в сторону. Делай что хочешь, только не принимай решения, не присваивай рычаги управления. Наша режиссерская коллегия лишь обеспечивает себе статус-кво.
Они совершают колоссальную ошибку и портят себе репутацию. Я бешусь от того, что происходит. И честно, заметьте, об этом говорю. Все, что я вижу, - это грязь и ложь, которые прикрываются трусостью. Повторяю: Театру имени Моссовета нужны перемены и толковый руководитель, который будет круглосуточно гореть на работе. Недаром любимой фразой Олега Ефремова было: «Театр гибнет!»
- В спектакле Reception играет ваша бывшая супруга Елена Валюшкина…
- А что ей остается делать, если так распределили роли? Да и неловко ей самому Юрскому отказывать. Она, как и он, в спектакле этом выглядит нелепо. Но не надо нас, артистов, жалеть. В первый раз, что ли, в плохой постановке играем? Мы отдаем себе отчет, что не все, что мы делаем, - шедевр. Хотя у нас идут постановки и посильнее - «Баден-Баден», «Идиот». Там хоть какое-то подобие сценографии есть и халтура не так видна. Все-таки Юрий Еремин раньше был очень хорошим режиссером.
- А может, дело в том, что в труппе не так много суперзвезд? Александр Домогаров, Валентина Талызина, Ольга Кабо, Ольга Остроумова. Да и те постоянно брыкаются.
- В каждом театре есть медийные актеры, у каждого сверчка свой шесток. Почему Рита Терехова у нас в коллективе сошла с ума? Не только из-за своего недуга (вообще-то у 75-летней народной артистки болезнь Альцгеймера. - Я. Г.). А еще потому, что ролей не было. К тому же у нас крайне настороженно относятся к одаренным людям, на хороших актеров специально ничего не ставят.
- Но ваши поклонники рекомендуют всем обязательно посмотреть ваши театральные работы.
- Да, у меня есть свои зрители, и я им благодарен. Успехом пользуется спектакль «Опасные связи», где мы с Олей Кабо играем. А как режиссер на сцене под крышей я поставил «Горе от ума». Жаль, на большую сцену нас так и не пустили, потому что там Reception выпускали. Видно, руководство и Валентина Тихоновна меня боятся.
- Почему тогда не уходите?
- Да, я мог уйти, но привык за столько лет. Хотя не исключено, что так и сделаю. Мне сейчас безумно скучно. Пытаюсь что-то менять, но сил не хватает.
- Отмена спектаклей из-за пьянства Домогарова (по крайней мере, так говорят) тоже не идет в плюс театру...
- Актеры - это простодушные балбесы, а если еще выпьют - несут галиматью, чему тут удивляться? Почему многие актеры так рано умирают? Пьют и курят, еще и нюхают. А не как пишут: «Всего себя без остатка он отдал работе!» Но звездам многое прощается, Саше Домогарову в том числе. Сашу любит публика, вот руководство и ищет компромисс, учитывает особенности его поведения. А так - да, когда зрители приходят на спектакль и его отменяют, плохо.
Счастье дается не многим
- Как у вас дела на личном фронте?
- К сожалению, хороших отношений с бывшей женой - Еленой Валюшкиной, так и не удалось сохранить, хотя мы больше 20 лет были вместе и продолжаем играть в одном театре. Сейчас семьи у меня нет, только руины. Елена открытый человек, все, что думает, то и говорит. Нашему сыну Василию будет 22 года, а дочке Маше - 16. Сын по моим стопам пошел, в архитектурном учится. Я ему подсказал, хотя до этого Вася особого желания не проявлял.
- Валюшкина сделала пластику и честно рассказала об этом. Не каждая актриса на это пойдет.
- Мы с ней открытые люди, только по-разному. Пластику и так видно, без всяких слов. В театре есть пошлая манера скрывать свой возраст, а кто-то не скрывает. Но мне неинтересно об этом думать.
- О создании новой семьи задумываетесь?
- Не исключаю этого и даже очень хочу. Да и детей еще можно завести. Вон Владимир Стеклов в 70 лет отцом стал, женился на молодой, молодец! Детей надо рожать, чем больше, тем лучше! Сейчас я в свободном поиске. Мне нравятся молодые женщины. Стараюсь не распускаться, следить за собой. Дмитрий Дибров прав, заявляя, что страшный сон взрослого мужчины - секс с ровесницей. Счастье всю жизнь прожить с одной любимой женщиной дается не многим.
- Сергей Юрский и Наталья Тенякова 46 лет вместе.
- Таким парам можно только позавидовать. Хотя с возрастом мы меняемся: когда женимся - одни, а спустя годы становимся совсем другими. Но и развод - не конец света. Главное - отношения людей. Каждый сам выбирает свой вариант судьбы, нельзя кроить ее по каким-то лекалам. Все зависит от возраста, темперамента и душевного склада.
Их формула любви
Александр Яцко стал вторым мужем звезды «Формулы любви» Елены Валюшкиной. Ее первый брак с Леонидом Фоминым, бывшим преподавателем, продлился 12 лет. Валюшкина рассказывала, что причиной разрыва с Леонидом, который был на 15 лет старше, стала ревность супруга: «Возможно, моя любовь не угасла бы, если бы у нас родились дети... Я взрослела, терпеть ежедневные допросы с пристрастием на тему «Где была? Кому звонишь?» стало невыносимо».
Забеременеть в браке с Яцко Валюшкиина долго не могла, четырежды делала процедуры ЭКО. Откровенничала: «Доктора сказали, что у меня стопроцентное бесплодие… В итоге, отчаявшись, я бросила процедуры. А потом как-то все само собой получилось - я забеременела сыном».
А вторая беременность, после которой родилась дочь, едва не стоила Елене жизни: «Я благополучно пролежала на сохранении семь месяцев. Меня отпускали домой только на выходные. Доктора предупредили, что, если вдруг начнутся роды, нужно приехать в больницу в течение 15 минут, иначе все, не спасут». В одну из ночей Валюшкина проснулась в луже крови. У нее произошла отслойка плаценты, результатом которой стало состояние клинической смерти. Но медики спасли и маму, и ребенка. Дочка родилась недоношенной, но здоровой.
Недавно в программе Бориса Корчевникова «Судьба человека» Елена с горечью отметила, что ей не удалось сохранить второй брак, и намекнула, что, несмотря на наличие двоих детей, Яцко начал ей изменять. «Мы не стали создавать иллюзию семьи, потому что ее уже не было. Дети общаются с Александром, он хороший папа. Вася живет с ним. Саша иногда забирает Машу после школы», - рассказывала она.
Говорили, что в 2014 году на съемках детектива «Женщины и прочие неприятности» Яцко увлекся белорусской актрисой Светланой Кожемякиной. Желая проверить эту информацию, мы дозвонились до Светланы с просьбой через нашу газету поздравить с приближающимся юбилеем дорогого сердцу мужчину. Кожемякина без запинки ответила, что у них были чисто рабочие отношения, и, произнеся несколько дежурных, фраз повесила трубку.
*Организация запрещена на территории РФ