Собчак приобщает еще не рожденного младенца к прекрасному

Будущая мамочка посетила московскую премьеру балета Бориса Эйфмана «Чайковский. PRO et CONTRA»

В рамках Открытого фестиваля искусств «Черешневый лес» на Новой сцене Большого театра состоялась московская премьера балета «Чайковский. PRO et CONTRA». Это пятая по счету работа Бориса ЭЙФМАНА, которую Театр привозит в Москву при поддержке Открытого фестиваля искусств.

На столичную премьеру балетного спектакля «Чайковский. PRO et CONTRA» пришли многие знаменитости - в зале были замечены Владимир Познер, Сергей Филин с семьей, Михаил и Ольга Барщевские, Юлия Бордовских, Марина Лошак, Ирина Антонова, Вадим Абдрашитов, Арина Шарапова, Владислав Флярковский, Наина Ельцина, Рубен Варданян, Павел Астахов, Вадим Дымов, Екатерина Лиепа, Ян Яновский, Вадим Верник, Сати Спивакова и многие другие.

Не могла пропустить столь значимое событие и Ксения Собчак, которая, как известно, совсем скоро собирается впервые стать матерью.Кстати, искусство балета для Ксении очень близко - в детстве маленькая Ксюша посещала хореографическую школу при Мариинском театре. И хотя балериной она, как известно, не стала, любовь к классическому танцу у нее осталась. Тем более, что врачи в один голос рекомендуют будущим мамочкам наслаждаться классической музыкой.

После спектакля Ксения поделилась мнением об увиденном:

- Борис Эйфман - настоящий гений. Ему удается превратить в настоящий психологический триллер пластический вид искусства, где мы не видим лиц и эмоций. Он гений. Других объяснений у меня нет.

Балет «Чайковский. PRO et CONTRA» - итог многолетнего осмысления хореографом личности и творческого мира великого композитора. Спектакль поставлен на великую музыку Чайковского. Премьера состоялась в Санкт-Петербурге в преддверии 70-летнего юбилея Бориса Эйфмана.

Кстати, это уже вторая его масштабная работа, посвященная жизни и творчеству великого композитора. Первый балет «Чайковский» был выпущен в 1993 году и с неизменным успехом демонстрировался по всему миру. В этом спектакле Эйфману фактически удалось материализовать на сцене бессмертную музыку Петра Ильича, воплотить в пластике симфонию страстей. Появление «Чайковского» принято ассоциировать с началом новейшего этапа в творческой жизни Санкт-Петербургского государственного академического театра балета. Именно в 1990-е годы Борис Эйфман сосредотачивается на создании масштабных хореографических психодрам и утверждает данную эстетическую форму в качестве основной для себя и своей труппы. Сегодня он предложил новое, оригинальное пластическое высказывание – спектакль «Чайковский. PRO et CONTRA».

- У меня было несколько причин вернуться к спектаклю о Чайковском, - говорит Борис Эйфман, - Когда я впервые поставил его, шел 1993 год: время перестройки, эйфория от свободы, вседозволенности. Это был спектакль, созданный человеком, который вырвался на просторы идей, и поэтому, возможно, не очень глубоко проник в трагедию Чайковского. Через многие годы мне захотелось вернуться к любимому композитору, еще раз углубиться в его жизнь на новом творческом и технологическом этапе развития нашего театра и на новом этапе моего собственного развития.

Спектакль новый, но музыка Чайковского – все та же. Образы композитора, его альтер эго, образы Антонины Милюковой и Надежды фон Мекк сохранены, однако теперь они существуют в обрамлении новой хореографии и драматургии. В этом спектакле я погружаюсь не только в судьбу Петра Ильича, в трагедию греха, которой он жил всю жизнь, но и в его творчество. Сцены из его балетов «Лебединое озеро», «Щелкунчик» и опер «Пиковая дама», «Евгений Онегин» – это не просто иллюстрация его спектаклей, это попытка показать творческий процесс, его муки и достижения.

Я очень рад, что фестиваль «Черешневый лес» очередной раз позволил показать мой новый спектакль московской публике, которую я очень люблю, и благодарен за долгие годы нашей дружбы».

Хореографический текст новой постановки, как нельзя лучше гармонирующий в эмоционально-драматургическом плане с музыкой композитора, отличается разнообразием и предельно точно передает внутренние переживания героев. Изобретательность пластического языка позволила Борису Эйфману проницательно исследовать внутренний личностный раскол, который мучительно переживался Чайковским, став источником невыносимых душевных страданий и предопределив трагически исповедальное звучание его произведений.

Выходя из зала, зрители делились своими впечатлениями:

- Свои маршруты по Москве я выстраиваю вдоль черешневых деревьев, которые ведут меня на балетный спектакль Эйфмана., - рассказывает Владислав Флярковский, - Борис Эйфман принадлежит к числу настолько выдающихся мастеров, что иногда кажется, будто идти смотреть его новую работу нет смысла, ведь она снова будет блестящей. Вновь на премьере тебя будут окружать потрясающие люди, над спектаклем будут работать потрясающие хореографы, артисты разыграют потрясающую драму. Кажется, рано или поздно это должно наскучить. И именно тут происходит волшебство: ты приходишь, садишься, свет гаснет, и ты снова не можешь оторваться от сцены. Перед тобой разворачивается такое невероятное действо, которое можно увидеть только один раз в жизни.

- Этот спектакль, как и все другие постановки Бориса Эйфмана, получился невероятным: фантастический свет, костюмы, хореография - полный восторг! - это мнение Арины Шараповой, - Борис Яковлевич – добрый балетмейстер. Он настолько любит своего зрителя, что предпочитает объяснить. Когда речь идет о «Щелкунчике», чтобы это понять, достаточно музыки, но тем не менее на сцене появляется узнаваемая кукла. И так происходит с каждой «страницей» биографии Чайковского, разыгранной на сцене. А есть какие-то вещи, которые хотелось бы додумать самому.