Нажми на кнопку: то, от чего сходили с ума в 90-е

Горячая десятка хитов из 1990-х

Ровно 18 лет назад, в мае 1999 года, увидел свет первый - невероятный и откровенный - альбом Земфиры*.

Искренняя и откровенная певица взорвала страну и открыла новую эпоху - и даже век - в российской эстраде. Мы решили вспомнить, что было на слуху у всех чуть раньше, на протяжении последнего десятилетия ХХ столетия.

"Американ бой"

Группа "Комбинация" была основана в Саратове в 1988 году бывшим работником ОБХСС Александром Шишининым и молодым композитором Виталием Окороковым. Отличительной особенностью девичьего коллектива была острая "социальная" направленность песен при незамысловатой мелодике. "Комбинация" пела о дефиците, мексиканских сериалах, популярности всего западного. При этом в репертуар входили и песни на слова "серьезных" поэтов - Андрея Вознесенского, Марины Цветаевой, Александра Твардовского. Самая известная песня группы стала саундтреком фильма "Он вам не Димон" Фонда борьбы с коррупцией.

"Чао, бамбино"

Сергей Лемох и Богдан Титомир познакомились, когда работали на подтанцовке у практически забытого ныне певца Владимира Мальцева. Именно для него Лемох изначально писал песню "Париж, Париж", которая позже стала одним из самых узнаваемых хитов группы, созданной Титомиром и Лемохом в 1989 году. Изначально музыканты позиционировали себя как "экзотик-поп-дуэт" и в качестве названия взяли себе имя героини классической оперы Кармен. Позднее названию решено было добавить брутальности (Кар-Мэн). Атмосферный и знойный клип на песню "Чао, бамбино" вышел в 1992 году. В начале ролика солисты исполняют первые строки одной из самых популярных песен ХХ века - болеро Консуэлы Веласкес Торрес «Besame mucho».

"Нажми на кнопку"

Группа "Технология" - это, в трех словах, Depeche Mode. таинственная и романтическая атмосфера, бесстрастные голоса и два хита, не утративших узнаваемости и актуальности до настоящего времени - "Нажми на кнопку" и "Странные танцы". Группа была создана в 1990 году и существует до сих пор. На пике популярности раскруткой коллектива занимался Юрий Айзеншпис. Десять лет назад в мелодраме Владимира Щеголькова "Одна любовь на миллион" музыканты сыграли самих себя образца 1993 года.

"Дым сигарет с ментолом"

В 1996 году рулевой "МузОбоза" Иван Демидов в эфире Первого канала назвал "Нэнси" лучшей группой в России и номером 1 на постсоветском пространстве. К тому времени группа, выросшая из украинского коллектива областного значения, много мелькала на Центральном телевидении, а заглавный трек первого альбома звучал на всех радиостанциях. Песня, которую основатель "Нэнси" Анатолий Бондаренко писал в течение десяти лет, стала тем же, чем "Плот" Юрия Лозы - самым узнаваемым - и единственным запомнившимся публике хитом. Критики, отдавая дань популярности шлягера, назвали его "чистейшим образцом песенной пошлости".

"Алешка"

"Руки вверх!" - один из самых титулованных проектов российской эстрады. "Золотой граммофон", "Песня года", множество премий российской индустрии звукозаписи, гроздья медалей. Мало кто знает, что когда "Малыш" и "Студент" брали вершины чартов, группа ездила с гастролями по стране и за границам, а число проданных копий альбомов исчислялось миллионами, музыканты - Сергей Жуков и Алексей Потехин - жили в нищете. Львиную долю доходов от танцевального проекта забирали себе продюсеры. Так продолжалось до тех пор, пока они не создали собственный музыкальный лейбл "Пляшущие человечки".

"Последний раз"

Скандальные Мутабор, Дельфин и Дэн обозначили тему своего творчества в названии первого же альбома - "Секс без перерыва". Глашатаи сексуальной революции 1990-х стали первыми, кому пришло в голову исполнять популярный в Северной Америке рэп на русском языке, щедро снабдив его "перчиком". После первого появления коллектива на телевидении, в программе "50/50", разразился грандиозный скандал и выпускающий редактор программы был уволен. Впоследствии коллективу приходилось специально заготавливать "приличные" фонограммы для ТВ. В настоящее время песня "Секс-контроль" признана экстремистской и по решению суда включена в федеральный список экстремистских материалов.

"Мальчик мой"

Мало кто сейчас сможет сходу назвать имя исполнительницы, спевшей песню "Мальчик мой", а между тем в 1994 году Светлана Владимирская была признана певицей года. Своей популярностью она была обязана мужу Марку Большому, который продюсировал Владимира Кузьмина, Ольгу Кормухину, группу "Любэ". Певица выпустила три студийных альбома и на пике популярности исчезла с экранов. Как стало известно позднее, она вместе с семьей уехала в глухую сибирскую деревню и вступила в секту Виссариона. Члены общины строили эконоосферный Город Солнца на берегу озера Тиберкуль. Попытка Владимирской вернуться на сцену десять лет спустя ограничилась записью нескольких римейков.

Факт: В официальном клипе на песню "Мальчик мой" снялся будущий "иванушка" Кирилл Андреев.

"Ты меня не ищи"

Зеленоградская группа "Вирус!", которая ворвалась в эфиры радиостанций в 1999 году с дебютной песней "Ты меня не ищи", занимает уникальное положение среди популярных в 90-е годы коллективов. С одной стороны, группа не избежала появления клонов, которые с успехом гастролировали параллельно с основными составами. С другой стороны, создателями дубля выступили сами продюсеры коллектива, а со временем оба состава слились, вместе выступали и снимались в клипах. Впоследствии участникам удалось отсудить у продюсеров права на название и музыкальный материал. Благодаря этому "Вирус!" существует до сих пор.

"Орбит без сахара"

Иногда так случается, что группа, известная своими изысканными текстами и доставшейся от старой рок-школы интеллигентностью, вдруг делает шлягер, который на десятилетия прописывается во всех караоке-барах страны. Так произошло с песней "Орбит без сахара", которую в 1997 году написал Саша Васильев. Автор большинства песен группы "Сплин" признавался, что этот хит родился из фразы, брошенной им в пылу ссоры с супругой. В песне нет ни рифм, ни особого смысла, зато присутствует режиссер Родригес, герой популярной игры Дюк Нюкем и таблетки с марками - как приметы российских 1990-х.





*включен Минюстом РФ в список физлиц-иноагентов


«Я вел себя именно так, как должен вести Пчела»: как Павел Майков стал заложником «Бригады»
«Это моя вина»: о чем жалел самый известный эстонец и легендарный телеведущий Урмас Отт