Кого на самом деле любила жена красноармейца Сухова
Когда на Экспериментальной творческой киностудии задумали фильм о приключениях красноармейца Федора Сухова в Средней Азии, никто не предполагал наличия в повествовании любовной линии.
В первоначальном варианте сценария товарищ Сухов говорил о революционном долге плакатными фразами. Только когда режиссером картины стал Владимир Мотыль, решено было «устроить» личную жизнь героя. И в первых же кадрах любезная Катерина Матвеевна поплыла, словно лебедь, по снам солдата революции.
Рядовой, покажи личико!
«…А ещё скажу вам, разлюбезная Катерина Матвеевна, что являетесь вы мне будто чистая лебедь, будто плывёте себе, куда вам требуется, или по делу какому, даже сказать затрудняюсь…
Только дыхание у меня сдавливает от радости, будто из пушки кто в упор саданул», - обращается Федор Сухов к супруге в одном из писем, которые по просьбе режиссера Владимира Мотыля гениально написал Марк Захаров.
Роль товарища Сухова должен был сыграть Георгий Юматов, но он лишился места в съемочной группы из-за проблем с дисциплиной. Тогда свою звездную роль получил Анатолий Кузнецов.
Надо сказать, замен в команде, работавшей над картиной, было немало.
Режиссерское кресло примеряли под себя Андрей Кончаловский, Юрий Чулюкин, Арсений Тарковский, Владимир Басов. На роль Верещагина пробовался Ефим Копелян, Петрухой мог стать Савелий Крамаров.
Многие из участвовавших в работе над фильмом не были профессиональными кинематографистами. Так, например, только три из девяти жен Абдуллы были актрисами. Когда после основных съемок девушки отбыли к основному месту работы, в отдельных эпизодах жен дублировали солдаты.
Спасали от аморалки
С исполнительницей роли любимой женщины защитника гарема вышла заминка.
«Однажды на рассвете, на грани пробуждения, я увидел во сне будущую Катерину Матвеевну: в воде стояла красивая дородная баба с коромыслом — и я понял, что вот же она, любовь Сухова! Когда в моем воображении появилась Катерина Матвеевна, Сухов перестал быть плакатным солдатом революции, насаждающим новую власть. И объяснение его поведению появилось. А то что же это: солдат, мужчина, постоянно находится при гареме, его представительницы вешаются ему на шею, а он на них ноль внимания! В чем причина такой аномалии? А тут он мечтает о своей зазнобушке, мысленно разговаривает с ней», - вспоминал потом режиссер.
Мотыль отвергал одну актрису за другой (даже Людмилу Чурсину!), пересмотрел с десяток жительниц ближайших к Ленинграду деревень, но оставался недовольным до тех пор, пока в коридорах «Ленфильма» ему не встретилась журналистка Галина Лучай.
«Богородица...» - выдохнул потрясенный обликом девушки Мотыль. Однако строгая красавица отнеслась к предложению сняться в кино весьма скептически. «У меня муж будет против!» - объяснила она Мотылю. Тому пришлось устраивать целую атаку на мужа, добиваясь ее согласия.
«Я работала тогда редактором в Останкино. Это была даже не должность, а просто образ жизни. Работа поглощала все время. Я думала, что съемки фильма продлятся достаточно долго. И притом я не считала себя актрисой. Но надо знать Владимира Яковлевича, он умеет убеждать», - признавалась редактор уже после выхода картины.
Ноги – крупно!
Когда участие Лучай в картине было подтверждено, возникла другая проблема. Мотыль был в восторге от лица исполнительницы Катерины Матвеевны, а вот тело и ноги его не устраивали. Ему казалось, что жена товарища Сухова должна быть женщиной округлой, кустодиевской, и переходить речку, подобрав подол.
Реквизиторов озадачили требованием создать для Галины специальные подкладки под одежду, которые добавляли бы дородности. Ассистенту режиссера Николаю Конюшеву было дано задание: найти ноги Катерины Матвеевны. Мотыль отправил его в подвал на Кировском проспекте - сидеть и смотреть только на ноги - до тех пор, пока не удастся углядеть, догнать и уговорить подходящие.
«Сколько всего мне пришлось выслушать в ответ на мое предложение сняться в кино «по пояс», даже в морду обещали. Но к вечеру я нашел ноги, которые были нужны. Мы их сняли, не выезжая из Ленинграда», - смеялся потом Конюшев.
Имя пышноногой девы, которая согласилась на уговоры ассистента режиссера, не вошло в историю кинематографа - в отличие от конечностей. Как сказал бы главный герой «Белого солнца пустыни», «тому остаюсь свидетелем. Боец за счастье трудового народа всей земли, Закаспийского интернационального революционного пролетарского полка имени товарища Августа Бебеля, красноармеец Сухов Федор Иванович».