Как пламенные революционерки Клара Цеткин и Роза Люксембург соблазняли молодых мужчин

Клара Цеткин и Роза Люксембург
Личная жизнь Клары Цеткин и Розы Люксембург. Репродукция ТАСС
Их личная жизнь была не менее бурной, чем политическая

Революционными идеями Клару Айсснер увлек одессит Осип Цеткин, сбежавший от преследования царского режима в Германию. Девушка только окончила женскую гимназию Лейпцига и должна была бы стать преподавателем, однако красноречивый политэмигрант заинтересовал ее куда больше унылой работы.

Осип, правда, не рассчитывал на что-то большее, чем товарищество в революционном деле. Но Клару было уже не остановить: не менее, чем идеями всеобщего равенства, она увлеклась тем, кто их пытался до нее донести. Свое прозвище «дикая» она получила неспроста: Осип посопротивлялся да сдался.

Судьба-злодейка разлучила их: Цеткина выслали из Германии в 1880 году, он уехал во Францию. Кларе предстояло выполнять важные задания в Австрии и Швейцарии. В Париж она вырвалась только через два года, нагрянула к любимому, поселилась у него, а заодно поменяла фамилию – хотя штампа о браке у них никогда не было.

Заботы о семье (а Клара Цеткин родила от Осипа двух мальчишек) полностью легли на нее. Разрываясь между тремя работами, идеи революции она продвигать просто не успевала: Максим и Костя хотели есть, а идейные дела мужа денег не приносили.

А потом Осип умер — его скосил туберкулез. Кларе тогда было 32, но она и сама не дала бы себе свой возраст: из зеркала на нее смотрела практически старуха.

«Личная
Новая любовь омолодила Клару: в 40 она выглядела отлично. Фото: commons.wikimedia.org

Цеткин взяла сыновей и уехала на родину, в Германию. Стала ответственным секретарем газеты немецких работниц «Равенство», редакция которой находилась в Штутгарте. Иногда ей требовались услуги художников, но бюджет был сильно ограничен, поэтому Клара приноровилась давать работу студентам художественной академии. Так 36-летняя Цеткин познакомилась с 18-летним Георгом Фридрихом Цунделем. Страсть ударила ей в голову, точнее, несколько ниже. Самое интересное, что парень ответил взаимностью. Правда, в его планы, скорее всего, не входила женитьба, но Клара как-то сумела это устроить.

Они прожили более 20 лет словно добропорядочные бюргеры: просторный дом, стабильный доход и даже собственный автомобиль, что тогда было огромной редкостью.

«Немецкая
Немецкая революционерка Клара Цеткин произносит речь. Фото: ITAR-TASS

Их соседями было семейство Бош — да, то самое, фамилия которого стоит теперь на холодильниках, стиралках и прочей бытовой технике. И Георг влюбился в дочь главы клана — Паулу. Честно рассказал жене об этом и попросил его отпустить. Кларе было 58. Она понимала, что 40-летнего супруга уже не вдохновляет, но ничего с собой поделать не могла: развод упорно не давала. Георг ушел к Пауле Бош и так, официально развод с Кларой они оформили только через 11 лет.

Выступая перед работающими женщинами, Клара Цеткин не столько призывала их к свержению капиталистов, сколько рассуждала на межполовые темы и даже посвящала в теории Фрейда. Это очень не нравилось товарищу Ленину, но Клара считала, что лучше знает, о чем поведать женщинам, поддерживающим революцию.

Позарилась на сына подруги

Розалия Люксенбург (одну букву в фамилии она заменила позже, когда ушла в политику) родилась в семье состоятельных польских евреев. Она была пятым ребенком, и самым некрасивым — маленькая, хромая, непропорциональная. Родители и братья с сестрами ее очень любили, но она все равно не смогла побороть в себе комплекс неполноценности.

«Личная
Роза Люксембург страшно комплексовала из-за своей внешности. Фото: commons.wikimedia.org

В политических кругах тоже не различали, женщина ты или мужчина — главное, твоя идейность и вера в революцию. Вот только как удержать себя в рамках, если пламенную речь держит статный красавец?! Литовский политэмигрант Лео Йогихес веселился, глядя, как ухлестывает за ним эта забавная Роза, которую соратники очень уважают. И даже иногда снисходил до нее, сразу пояснив: никаких обязательств, а тем более, брака — он за свободные отношения!

16 лет понадобилось Розе Люксембург, чтобы осознать: Лео никогда не станет ее, и гори она, эта личная жизнь, синим пламенем! Революция превыше всего.

Однако темперамент давал о себе знать. Угодив за решетку, Роза соблазнила собственного защитника Пауля Леви, моложе нее на 12 лет. А позже сошлась с сыном соратницы и подруги Клары Цеткин Костей: тому было 22, а Розе 36, но никого это не волновало. Бурный роман длился пять лет, потом Костя все же нашел себе ровесницу. Удержать мужчину Роза не смогла, даже имея поддержку его матери. После этого она покончила с любовью и занялась исключительно революцией.

«Личная
Соратницы и закадычные подруги Клара и Роза и в отношении мужчин были солидарны. Фото: commons.wikimedia.org





Валькирия революции Александра Коллонтай: пламенная марксистка сгорала от ревности, как нежная институтка
Кто на самом деле убил Котовского?