Валькирия революции Александра Коллонтай: пламенная марксистка сгорала от ревности, как нежная институтка

Александра Коллонтай
Александра Коллонтай
Говорят, с ее подачи в народ ушла теория во славу свободной любви: «В новом обществе заняться сексом - что выпить стакан воды». Но могла ли выдающаяся женщина своего времени, нарком, дипломат, посол Советского Союза и вправду такое заявить? 31 марта - день рождения важной политической персоны. Самое время вспомнить ее заслуги и развеять мифы.

Сразу уточним: к теории стакана воды Коллонтай отношения не имела. Ее придумала французская баронесса Аврора Дюдеван, известная как писательница Жорж Санд. «Любовь, как стакан воды, дается тому, кто его просит», - заявила застрельщица идеи, в постели которой отметились десятки видных и не очень деятелей XIX века. Байку в отношении Александры Михайловны запустили белогвардейцы в период Гражданской войны.

Яркая, решительная фигура в правительстве молодого государства постоянно попадала под прицел оппонентов. К тому же на слуху были ее работы «Дорогу крылатому Эросу!» и «Любовь трудовых пчел». Но «свобода отношений» в представлении революционерки подразумевала лишь равноправие в браке.

Еще одна расхожая байка - Декрет о национализации женщин, якобы написанный Коллонтай. Этот опус перепечатала одна из газет, поставив под ним автограф Александры Михайловны. В это поверил Иван Бунин. И написал в «Окаянных днях»:

- О Коллонтай (рассказывал вчера Н. Н.): «Я ее знаю очень хорошо. Была когда-то похожа на ангела. С утра надевала самое простенькое платьице и скакала в рабочие трущобы - «на работу». А воротясь домой, брала ванну, надевала голубенькую рубашечку - и шмыг с коробкой конфет в кровать к подруге: «Ну давай, дружок, поболтаем теперь всласть!» Судебная и психиатрическая медицина давно знает и этот (ангелоподобный) тип среди прирожденных преступниц и проституток.

Нудистка и жена Ленина

В отношении Александры Коллонтай придуманы и другие залихватские байки.

Популярный миф - о ее связи с Лениным. Слухи об этом сохранились даже в материалах французской разведки режима Виши 1940-х годов. В них женщина-нарком названа «гражданской женой» Ильича. Горе-соглядатаи в качестве источника использовали популярные при Временном правительстве петроградские стишки про «Кольку Ленина (Н. Ленин - один из псевдонимов Ильича) с Коллонтайкою мадам», которые распевали на мотив «Из-за острова на стрежень». На самом деле амурных похождений у вождя революции с Александрой Михайловной не было. В наркомы «мадам» выдвинули благодаря исключительно ее активности в рядах большевиков.

А эта фальшивка родилась в Италии: Коллонтай якобы была членом общества нудистов. Даже давали картинку - нудисты на Красной площади. Хотя налицо фотомонтаж: люди на песке, а сзади поставлена Кремлевская стена. Публикация вышла в период становления фашистской диктатуры в Италии.

«Александра
Александра Коллонтай 

Сила убеждения не терпит возражений

В фильме «Посол Советского Союза» отражен момент второго пришествия Коллонтай в Швецию. Дело в том, что во время Первой мировой войны, находясь в этой скандинавской стране, Александра Михайловна написала пару антивоенных статей, за что оказалась в тюрьме, а потом была выслана в Копенгаген. Когда после Октябрьской революции Александра Михайловна получила назначение в Швецию, король Густав V отказался принимать ее верительные грамоты. Но она так его поразила, что он передумал.

Эпизод работы Коллонтай показан в фильме. Это разоблачение фашистской Германии, которая пыталась инспирировать бомбардировки якобы Советским Союзом шведской территории. Но Александра Михайловна нашла на месте трагедии осколок снаряда с немецким адресом.

Коллонтай добилась выхода из войны Финляндии, занимавшей сторону Германии, оказав давление на правительство страны через промышленников. Зная, кто из бизнесменов может воздействовать на власти, она по согласованию с Москвой организовала бомбардировки их заводов, тем самым побуждая идти на переговоры. Как сказал один из промышленников: «У Коллонтай великая сила убеждения, но сила убеждения Советской Армии не терпит возражений».


Экстаз на собраниях

Выступая провозвестником новых семейных отношений, сама Александра Михайловна была не слишком удачлива в личной жизни.

  • Брак с троюродным братом Владимиром Коллонтаем можно считать вызовом обществу: дочь генерала Шура Домонтович должна была стать женой императорского адъютанта, а не бедного инженера. Позже она напишет, что ее тяготит исполнение супружеских обязанностей. Она хотела видеть в любимом мужчине соратника. Не сложилось.
  • Александра закрутила роман с другом супруга, офицером Александром Саткевичем. И в итоге сбежала от обоих. На заседаниях подпольщиков она испытывала больший экстаз, чем в объятиях мужа и любовника.
  • Вернувшись из Европы, где Коллонтай набиралась опыта революционной борьбы, она с головой окунулась в отношения с экономистом Петром Масловым. Тот был женат, и когда Александра, устав от взаимного адюльтера, умчалась во Францию, со всем семейством припустил следом. Но опоздал.
  • В Париже Коллонтай сошлась с революционером Александром Шляпниковым. Муж попросил развода. Александра согласилась. Правда, чувства к Шляпникову быстро остыли. А вскоре на горизонте замаячил бывший грузчик, матрос, революционер Павел Дыбенко.

Поматросил и бросил

Коллонтай была старше Дыбенко на 17 лет, что вполне соответствовало духу феминистского движения: молодой мужчина рядом - признак востребованности дамы. Последний возлюбленный Александры Михайловны, французский коммунист Марсель Боди, был моложе нее на 21 год.

Роман с Дыбенко был огненным. Коллонтай, побросав дела, мчалась из Москвы на Украину к Павлу. Чтобы спасти возлюбленного, арестованного после сдачи Нарвы, она заключила с ним первый в истории Советов гражданский брак, узаконенный властью, а не церковью. Александра призывала соотечественниц быть выше «мещанских предрассудков» и не унижаться до ревности. Но совладать с собственными чувствами не могла. Уличив Пашу в очередной измене, порвала с ним.

«Как далека я еще от типа настоящей новой женщины, которая к своим женским переживаниям относится с легкостью и даже, можно сказать, с завидной небрежностью», - писала она в дневнике.

После этого Дыбенко сымитировал самоубийство. Пережив предательство, Коллонтай попросилась на дипслужбу и уехала из России.

«Александра
Александра Коллонтай 

Сына рядом не было

Александра Михайловна оставила семью, когда сын Миша был ребенком. В ее письмах чувствуется очень сильная любовь. И извинения за произошедшее. Но иначе она не смогла бы посвятить себя революции. Михаил, повзрослев, все понял. У них были нормальные отношения. Обращались друг к другу на «вы» - с уважением. Правда, в конце жизни, когда после инсульта Александру Михайловну разбил паралич, сын был далеко. Она сама так хотела. Ей было за 70. «Я не была с ним, когда это было нужно ему, и я не могу требовать, чтобы он был рядом со мной, когда это нужно мне», - говорила она о Михаиле.


Кстати

  • В годы Второй мировой войны на Александру Коллонтай не раз совершали покушения и пытались ее подставить. В недрах контрразведки фашистской Германии был составлен документ, свидетельствующий, что французский агент завербовал нашего посла. Фальшивку предъявили Сталину, но тот без лишних слов отправил ее в архив.
  • Александра Коллонтай была дважды номинирована на Нобелевскую премию мира - в 1946-м и 1947 г.

Лента времени

  • 31.03.1872. Родилась в Санкт-Петербурге в семье генерала Михаила Домонтовича. Мать - дочь финского лесоторговца Александра Массалин-Мравинская.
  • 1878 - 1877. Получила домашнее образование. Владела английским, немецким, французским, шведским, норвежским, финским и другими языками.
  • 1888. Сдала экзамен на звание народной учительницы в Петербурге. Брала частные уроки рисования.
  • 1889. Получила предложение руки и сердца от сына генерала Ивана Драгомирова. Услышав отказ, юноша свел счеты с жизнью.
  • 1890. Увлеклась идеями революционно-освободительного движения.
  • 1893. Против воли родителей вышла замуж за Владимира Коллонтая.
  • 1894. Рождение сына Михаила. Став взрослым, он работал в МИДе.
  • 1898. Уехала в Швейцарию. Изучала труды основоположников марксизма в Университете Цюриха. Познакомилась с Георгием Плехановым, Карлом Каутским, Розой Люксембург и др.
  • 1905 - 1907. Во время первой революции в России занималась агитаторской работой среди женщин, участвовала в создании Общества взаимопомощи работниц.
  • 1907. Была арестована за революционно-пропагандистскую деятельность, освобождена под залог. Стала членом Международного женского социалистического союза.
  • 1908. Жила в Европе и США. Стала членом социал-демократической партии Германии, работала во французской соцпартии.
  • 1917. После Февральской революции вернулась в Петроград. В дни октябрьских событий находилась в Смольном. Стала народным комиссаром государственного призрения. Способствовала созданию Коллегии по охране материнства и младенчества.
  • 1918. В знак протеста против заключения Брестского мира ушла с поста наркома государственного призрения.
  • 1919. Назначена наркомом пропаганды и агитации Крымской советской республики.
  • 1922. Начало дипломатической работы. Была торговым советником в неофициальном представительстве СССР в Норвегии, вела переговоры о признании Советского правительства.
  • 1924 - 1926, 1927 - 1930. Полномочный представитель СССР в Норвегии.
  • 1926 - 1927. Полпред в Мексике.
  • 1942 - 1945. Посол в Швеции.
  • 1945. Советник Министерства иностранных дел СССР.
  • 09.03.1952. Умерла от инфаркта в Москве. Похоронена на Новодевичьем кладбище (1-й участок, 46-й ряд).