Ромашки, гвоздики, пионы: через десять лет после смерти могила Гурченко утопает в цветах

Могила Людмилы Гурченко
Могила Людмилы Гурченко. Фото: «Экспересс газета», Юлия Ханина/Global Look Press
В 1956 году третьекурсница ВГИКа Людмила Гурченко снялась в четырех картинах. Одна из них принесла ей всесоюзную славу и любовь миллионов советских зрителей.

«Карнавальную ночь» режиссера Эльдара Рязанова люди ходили смотреть по нескольку раз. А песенку про «Пять минут» напевают и по сей день. После этого кинокарьера Гурченко, слегка споткнувшись на имевшей куда меньший успех «Девушке с гитарой», начала быстро набирать обороты. Ее много снимали, она ездила по всему Союзу с концертами (за что, кстати, чуть не пострадала — была какая-то история с «левыми» заработками, чуть не стоившая ей карьеры), а зрители все больше и больше влюблялись в актрису.

Ей нравилось это поклонение. Она обожала аплодисменты, цветы, ухаживания мужчин, внимание, уделяемой ей и только ей. Любую из женщин считала соперницей. Даже с собственной дочерью, а потом и внучкой не смогла наладить нормальных отношений: обе были обижены на Людмилу Марковну.

Замуж она выходила шесть раз, не все браки, впрочем, регистрируя официально. С пианистом Константином Купервейсом, который был моложе нее на 14 лет, прожила 18 лет без штампа в паспорте. Столько же продлился уже официальный брак с Сергеем Сениным, ее последним мужем, моложе актрисы на 26 лет. До Купервейса было четыре куда менее длительных брака — с режиссером Василием Ордынским, сценаристом Борисом Андроникашвили, актером Александром Фадеевым и певцом Иосифом Кобзоном.

Людмила Гурченко до последнего выступала, и все, кто видел ее вживую, утверждали: от актрисы, несмотря на возраст, исходит невероятная энергия, которая завораживает и не отпускает. В свой последний год жизни она отметила 75-летие — разумеется, на сцене, а также снялась в паре документальных проектов, посвященных ее биографии.

В феврале 2011 года Людмила Марковна неудачно упала на улице и сломала шейку бедра, что в таком возрасте практически приговор. Однако после успешной операции актрису в начале марта выписали домой, и она пошла на поправку. Казалось, что пошла. 30 марта она потеряла сознание, и приехавшие на вызов врачи скорой смогли лишь констатировать смерть: оторвался легочный тромб.

Вдовец Сергей Сенин отчего-то не прислушался к воле жены, желавшей упокоиться рядом с родителями на Ваганьковском кладбище, и устроил похороны на Новодевичьем. Актрисе досталось место на углу участка, где похоронены самые известные ее коллеги: Вячеслав Тихонов, Георгий Жженов, Клара Лучко, Олег Янковский. Памятник выполнен из белого мрамора: точеная фигурка актрисы выбита прямо в огромном камне, контрастирующем с черным гранитом.

— Я живу и работаю для вас. Когда я выхожу на сцену и слышу ваши аплодисменты — это для меня как взлет в небо, как взмах крыльев, — выбиты слова Гурченко на задней стороне надгробия.

А на могильном камне, также составленном из редкого зимбабвийского черного гранита и белого мрамора, росчерк подписи актрисы: «Л. Гурченко». По периметру в белых вазонах — пышные букеты. Поклонники несут свежие цветы даже зимой. Сейчас это были нежные ромашки, ароматные пионы, разноцветные гвоздики и белые хризантемы.






Гурченко ошиблась, когда выскочила замуж по расчету
Похоронивший Людмилу Гурченко Сергей Сенин: «А я не мог понять, почему у нее так изменилось лицо»