Русских туристов оставили голодать в открытом океане

Наталья Кадырова
Наталья Кадырова стала морской волчицей
Подарком от Вселенной называла режиссер-документалист Наталья Кадырова появившуюся у нее в конце прошлого года уникальную возможность. Ей повезло на пять месяцев присоединиться к кругосветной экспедиции, которую на протяжении уже более двух лет совершают на 20-метровой яхте «Елизавета» несколько россиян.

Вместе с энтузиастами-любителями Наташе, которая ради этого взяла на работе отпуск за свой счет, предстояло пересечь Тихий океан, выйдя из Чили, и через фьорды Патагонии, острова Робинзона Круза и Пасхи, Таити и Бора-Бора проложить путь на Камчатку. Компаньонов ожидало страшное испытание: на Фиджи скоропостижно умер самый пожилой член команды. Какое-то время гроб с телом хранился на крошечном суденышке.

Парусную кругосветку задумал с друзьями житель Санкт-Петербурга Алексей Логинов. Его юность была связана с морем. Когда-то он окончил Академию им. адмирала Макарова, зимовал в Арктике и Антарктике. Потом устроился на работу в крупный банк, где дослужился до вице-президента. А выйдя на пенсию, купил яхту «Елизавета», которую сварили на Красноярском комбайновом заводе из сантиметровой стали. И загорелся идеей достичь на ней Антарктиду.

«Елизавету» сварили из стали
«Елизавету» сварили из стали

В августе 2019-го парусник Логинова двинулся по Балтике вдоль Европы и вышел в Атлантику. Успешно преодолел пролив Дрейка, который называют кладбищем кораблей из-за сумасшедших ветров... А потом лодка застряла в Чили на восемь месяцев из-за коронавируса. Когда обстановка нормализовалась и можно было продолжить путь, к команде присоединилась Наталья Кадырова.

- Со мной нас стало семеро: пять мужчин и две женщины, - рассказывает она. - Никакой коммерции в экспедиции нет - чистый энтузиазм! Все члены команды - или знакомые, или друзья друзей.

У берегов Патагонии можно почувствовать себя на «Титанике»
У берегов Патагонии можно почувствовать себя на «Титанике»

- Для вас как для женщины наверняка была важна гигиена на судне…

- На борту установлено несколько душей. На остановках запасались технической водой, а если она за время перегонов заканчивалась, собирали дождевую. Но в конце моего присутствия на борту дожди не шли. И мужики, чтобы сэкономить воду для нас, девушек, мылись в океане. Одежду приходилось стирать за бортом. Это невероятно сложно. Еще и сохла она плохо - из-за соли вставала колом. А все магазины по маршруту из-за ковида были закрыты. Поэтому новые вещи купить не получалось, и мы ходили как бомжи с дырками и пятнами. Жалела, что взяла мало купальников - они все истрепались. Заколку для волос сделала из вешалки. А видели бы вы, во что превратилось судно - проржавевшее, завешанное листьями пальм - так мы спасались от палящего солнца.

- Тяжело было психологически безотлучно находиться в маленьком коллективе?

- Конечно, но это нормально. Меня больше раздражало, что лодку постоянно заливало водой. Очень узкая «Елизавета» хорошо держит волну, но ее практически сразу кладет на бок, и вся твоя жизнь проходит в кренах. Вначале мы были бодрые и свеженькие. Радовались, что телефоны без Интернета и связи бесполезны и никто в них не сидит. Плюс не было испепеляющей жары.

Комендантский час

- Лично вы планировали вернуться в Москву еще в марте. Но больше чем на месяц задержались на Фиджи. Что стряслось?

- Почти все государства Тихоокеанского региона закрылись из-за ковида. Некоторые, правда, в виде исключения принимали тех, кто шел по воде. Но надо было доказать властям, что мы минимум две недели болтались в океане и никуда за это время не заходили. После этого мы сдавали тест на коронавирус и через 48 часов получали возможность зайти в порт. Фиджи - единственная страна, которая была полностью открыта, даже для пассажирских самолетов. Поэтому мы целенаправленно шли именно туда, чтобы сменить часть экипажа перед длительным переходом на Камчатку. Но за три дня до нашего прибытия строгие ограничения ввели и там. Закрыли аэропорт, дороги перегородили блокпостами, ввели комендантский час. Ничего, кроме продуктовых магазинов и аптек, не работало. Народ в панике выстроился в очереди за тушенкой и туалетной бумагой.

«После
После таких напитков можно и потанцевать

- Как островитяне относились к застрявшим туристам?

- Фиджийцы - самый гостеприимный народ в мире. Например, оператор колл-центра местных авиалиний взяла мой номер телефона и писала мне сообщения, держа в курсе о возможных рейсах. А когда скоропостижно скончался пожилой член нашей команды, охранник-фиджиец предложил похоронить его на своем семейном кладбище.

«После
После таких напитков можно и потанцевать

- Что стало причиной смерти?

- Медики констатировали естественную смерть во сне из-за сердечной недостаточности. После этого началась долгая волокита с полицией и документами. Вскрытие там проводят в одной части острова, патологоанатом живет в другой, а тело находилось в третьей. Жизнь усопшего была застрахована, но, оказалось, что, если ты находишься за пределами родины больше 90 дней, страховка аннулируется… Гроб с телом какое-то время стоял на нашем судне, а потом дедушку кремировали. Сейчас урна с прахом плывет на «Елизавете». Потом ее отдадут родне. Я же с Фиджи улетела в Москву, а команда уже из четырех человек плывет на Камчатку. Они где-то на широтах Японии.

- Как вам удалось выбраться с острова?

- С Фиджи запустили четыре спецрейса - на одном из них и улетела. Естественно, морально было тяжеловато. Зато за одно путешествие намотала столько океанских миль - около пяти тысяч - что и не каждый бывалый моряк таким достижением может похвастаться. Могла бы по старой традиции набить татуировку ласточки.

Острога - надежда рыболова
Острога - надежда рыболова

И рыбку съесть, и ананасом закусить

- Было любопытно наблюдать, как менялся наш рацион от 73 градуса западной долготы до 177 - восточной, - вспоминает Наталья. - В Чили ели лосось и клубнику. На юге страны есть устричные фермы - лакомились моллюсками. На островах Хуан-Фернандес, на которых отметились все исследователи Тихого океана, начиная с Джеймса Кука, как и в окрестностях острова Пасхи, наслаждались фантастической ловлей тунца. А потом питались им на завтрак, обед и ужин.

Когда проходили необитаемые острова на подходах к Французской Полинезии - у нас на столе появились кокосы во всех видах. Архипелаг Гамбье известен тем, что там на каждом шагу растет помело. Архипелаг Туамоту известен рыбой-попугаем. Она такая красивая, что есть ее жалко. На Фиджи изобилие ананасов и папайи.

Но в конце долгих переходов случались дни, когда приходилось умерить аппетиты - каждая луковица на счету, макароны на завтрак и на обед, совмещенный с ужином. Но это еще что. Однажды и макароны залило водой, и они сгнили. Слава богу, на следующий день мы поймали рыбу.

Острога - надежда рыболова
Острога - надежда рыболова

Помощница вахтенного

На судне у Кадыровой было несколько важных обязанностей. Она готовила: правда, при сильной качке боялась обвариться супом, и тогда за дело брался старший помощник капитана. Была ответственной за письма и переговоры. Закупала снедь.

- А еще я первый раз в жизни была помощником вахтенного, - улыбается Наталья. - Мы с ним стояли по восемь часов в сутки (четыре часа утром и столько же вечером) у штурвала. По очереди рулили и тянули веревки. Довольно быстро у нас вышли из строя почти вся электроника и система GPS-навигации. Пришлось идти по магнитному компасу и звездам.






Заглянуть в бездну: на дне океанов в буквальном смысле кипит жизнь
«Океан в городе» – фотовыставка «Москвариума» в парке Малевича