Как пытались оболгать Гастелло
Ему было всего 34 года. Капитан Гастелло успел поучаствовать в трех войнах и на момент своего подвига занимал должность командира 2-й эскадрильи 207-го дальнебомбардировочного авиационного полка. 26 июня 1941 года под его командованием на боевое задание вылетело два бомбардировщика. Во время атаки самолёт Гастелло был подбит наземной артиллерией и загорелся. Командир мог бы спастись, прыгнув с парашютом, но он направил самолет прямо в гущу скопления вражеской техники, причинив огромный ущерб фашистам ценою своей жизни.
Рапорты о подвиге подали его сослуживцы, свидетели боя. Этот случай беспримерного самопожертвования было решено максимально предать огласке, дабы внушать уверенность бойцам Красной Армии, которым в первые дни войны приходилось особенно нелегко. В результате Гастелло стал одним из самых известных героев войны.
Врали хуже Геббельса
А вот, что выяснилось в 90-х. Оказывается, в 1951 году, к 10-летию подвига, было решено эксгумировать предполагаемые останки капитана в деревне Декшняны. И торжественно перезахоронить их. Однако, в могиле тела Гастелло не оказалось. Зато были обнаружены вещи командира 1-й эскадрильи 207-го дальнего бомбардировочного авиаполка Александра Маслова и стрелка-радиста Григория Реутова.
В принципе, ничего странного в этом не было. Маслов и Реутов тоже в тот день находились на боевом задании и считались пропавшими без вести. Местные жители не могли знать, чьи именно останки предали земле. Когда история вскрылась – этим двум летчикам посмертно присвоили звание Героя Советского Союза. И это абсолютно справедливо! Но на дворе было время шельмования истории. Поэтому «в противовес» возникла версия, что Гастелло в могиле не было потому, что он выпрыгнул с парашютом, бросив свой экипаж, и попал в плен к фашистам. Не герой он никакой, выходит, а трус.
Эта подлая версия долго кочевала по разным СМИ, хотя опровергается элементарно. Николай Гастелло был одним из самых известных символов героизма Красной Армии с самого начала войны. Неужели геббельсовская пропаганда не воспользовалась бы шансом разоблачить миф, предъявив живого капитана или хотя бы тело? Не было, мол, никакого тарана. Но никаких свидетельств того, что Гастелло попал в плен, за 80 лет так и не нашлось. Показания пилотов другого бомбардировщика – старшего лейтенанта Фёдора Воробьёва и лейтенанта Анатолия Рыбаса о гибели своего командира никто так и не опроверг. Грязь к таким людям не липнет.
Трое первых
Первыми Героями Советского Союза в годы Великой Отечественной войны тоже стали летчики. 8 июля 1941 года к высокому званию были представлены младшие лейтенанты Степан Здоровцев, Михаил Жуков и Петр Харитонов. Каждый из них отличился тем, что уничтожил вражеский самолет тараном. Эта отчаянная тактика настолько озадачила фашистов, что в ставке фюрера приказали немецким асам от греха подальше держать дистанцию с русскими самолетами.
Здоровцев погиб в воздушном бою в день своего торжественного награждения. Жуков – в 1943 году во время операции по прорыву блокады Ленинграда. А Харитонов был тяжело ранен в 1941-ом, и в строй вернулся только в 1944 году. Дослужился до полковника, его не стало в 1987 году.
Бой над Москвой
Младший лейтенант Виктор Талалихин к 41-му году был уже опытным летчиком. В советско-финскую он совершил 47 боевых вылетов и лично сбил три самолета ВВС Финляндии, за что получил орден Красной Звезды.
В ночь с 6 на 7 августа 1941 года командование его истребитель И-16 вылетел на перехват вражеских самолетов, летевших на бомбардировку Москвы. Над деревнями Добрыниха и Щеглятьево на высоте 4800 метров был обнаружен вражеский «Хейнкель». Когда у Талалихина кончились патроны, он, преследуя неприятеля, осыпавшего его огнем, рубанул машину фашиста винтом. Тот был сбит, а раненому Талалихину удалось приземлится. Это был один из первых воздушных ночных таранов.
Примечательно, что И-16 Талалихина был обнаружен лишь спустя 73 года после описываемых событий – в июне 2014 года в лесном массиве в 20 км от Москвы.
Только факт
Несмотря на смертельный риск, после воздушного тарана выживало свыше 60 процентов советских летчиков
Имей ввиду
Воздушный таран – русское изобретение. Первым в мире на него решился Петр Нестеров – прославленный русский летчик, автор знаменитой «мертвой петли». 8 сентября 1914 года в районе Львова он направил свою машину на таран тяжелого австрийского самолета, которым управляли опытные летчики Франц Малина и барон Фридрих фон Розенталь. К сожалению, 27-летний штабс-капитан погиб.