Погибший с министром МЧС режиссер научил Евгения Цыганова добывать золото

Евгений Николаевич Зиничев пользовался заслуженным авторитетом у сотрудников МЧС. Фото: МЧС России

8 сентября глава МЧС России Евгений Зиничев погиб в 120 км от Норильска, спасая жизнь человека. 55-летний Евгений Николаевич прыгнул за режиссером Александром Мельником, который сорвался со скалы в реку.

Пострадавших экстренно отправили на вертолете, но они скончались, не долетев до больницы. Зиничеву посмертно присвоено звание Героя России. Его провожали в последний путь в пятницу, а 63-летнего Мельника - в субботу.

Александр Мельник много лет работал журналистом. Писал об экспедициях, в которых участвовал, сильных и бесстрашных людях. Он снял всего два фильма - притчу «Новая Земля» о приговоренных к смертной казни и «Территория» - о подвиге советских геологов, открывших богатейшее месторождение золота на северо-востоке страны. «Территория» - экранизация популярного в 60-е годы романа Олега Куваева с участием Евгения Цыганова, Константина Лавроненко, Егора Бероева, Григория Добрыгина и Полины Кутеповой.

- Страна нуждается в героях, и мы сняли о них фильм. Наверное, особенно сейчас России не хватает серьезных картин о настоящих людях, - рассказывал режиссер «Экспресс газете» после премьеры картины в Кремлевском дворце. - Если человек делает больше, чем требуется для его жизнеобеспечения, для удовлетворения своих интересов, если он не думает только о своей карьере и быте, он уже претендует на звание героя. Если он умеет отдавать, любить других, а не только себя, помогать другим, он достоин звания Человека. Думаю, в России всегда было много героев, только большинство из них не показывают по телевизору.

- Фильм «Новая Земля» снимали на Таймыре, а «Территорию» - на Чукотке. Почему не ищете легких путей? - интересовалась я тогда у Мельника.

- Я пришел в кино со стороны, потому что были темы, о которых мне хотелось высказаться, и вторую часть жизни я решил посвятить этому. Кино - самый эффективный и самый массовый способ для высказывания. Нет времени, чтобы попусту тратить время или заниматься чем-то неинтересным. Мне нравится работать в непростых условиях и рассказывать о людях, которые трудятся, не жалея себя. Три четверти населения страны живет в тех географических широтах, требующих мужества и стойкости, а наши кинематографисты снимают только москвичей и питерцев.

- На создание фильма вас вдохновил роман Куваева?

- В те годы, когда книга Олега Куваева была очень популярна, я поступил в Одесский гидрометеорологический институт, после окончания работал на полярной станции «Море Лаптевых», ездил в экспедиции. Роман был моей настольной книгой. Свои поступки я соотносил с поступками героев романа. Мечтал быть таким, как они.

Евгений Цыганов. Фото Бориса Кудрявова

- С Евгением Цыгановым было трудно работать?

- Евгения мы везли на Чукотку через США (наши самолеты не летали) с шестью пересадками. Он летел вместе с американскими золотодобытчиками. Мы даже не подозреваем, что между нами и американцами много общего. Через Европу машем друг другу кулаками, хотя являемся соседями. Женя подружился с этими ребятами и потом много общался. Думаю, он теперь знает, как добывать золото.


«Чтобы зритель сочувствовал даже преступникам»

Сценарий к дебютному фильму Александра Мельника «Новая Земля» по своему одноименному роману написал Ариф Алиев. В 1993 - 1995 годах он работал штатным журналистом «Экспресс газеты».

- Да, фильм получился жесткий, - поделился Алиев. - Пожизненное наказание в нашей стране получают те люди, которые убили не менее трех человек. К тому же с первых кадров картины «Новая Земля» понятно, что все они уже умерли. Мне хотелось, чтобы зритель проникся сочувствием даже к таким страшным преступникам. Если в ленте герой Лавроненко - во многом благородный человек, получивший пожизненное наказание за то, что отомстил виновникам гибели своей жены и ребенка (история похожа на месть Виталия Калоева, убившего швейцарского авиадиспетчера), то в романе я не говорю о том, какое преступление он совершил, потому что так, на мой взгляд, гораздо честнее. Сидит за дело - за убийство шестерых человек. В кино все слишком прямо и даже грубо - фактура Константина Лавроненко невольно навязывает определенное восприятие его героя. Очень интересно было работать с Александром Мельником. Он знал, о чем хочет снять фильм. Сценарий я переписывал несколько раз.