Виктор Мережко: «Чиновники издеваются над памятью актера Георгия Юматова»
Многие ребята мечтали быть похожими на отважных главных героев картины, которых сыграли Василий Лановой и Георгий Юматов, а девочки — как героиня Алины Покровской, сыгравшей супругу Алексея Трофимова Любу, — поступали в медицинские институты, чтобы спасать людей. Любовь Алексея и Любы Трофимовых — редкое счастье, которое выпадает не всем влюблённым, и то, как они сберегли чувства к друг другу с юности, — достойный пример истинных семейных ценностей.
Лановой и Юматов сохранили дружбу на всю жизнь, как и их герои Алёша Трофимов и Ваня Варавва. Именно Василий Семёнович Лановой, вместе с другом Юматова, выдающимся драматургом и сценаристом Виктором Мережко, выступил инициатором установления мемориальной доски на доме номер пять по улице Черняховского. Сегодня, в день памяти Георгия Александровича (он ушёл от нас 4 октября 1997 года), на его могиле на Ваганьковском кладбище собрались близкие друзья и поклонники творчества актёра.
Памятник Юматову появился благодаря Виктору Мережко, который ухаживает за могилой, место захоронения артиста и его родных всегда ухожено. Но на Ваганьковском всё зависело только от Виктора Ивановича, а установка доски на доме зависит от чиновников, которые занимаются проволочкой. Очень бы хотелось, чтобы они не позорили себя и наше Отечество, забывая выдающихся фронтовиков, каким был Георгий Юматов, прошедший войну до Дня Победы.
— Георгий Юматов, — рассказывает Виктор Мережко, — ушёл на войну юнгой в 16 лет, он заслужил редкую награду медаль Ушакова, которая является серьёзной наградой, старше её — только «За отвагу». Георгий никогда этим не кичился, не любил рассказывать, как он воевал, это было его сугубо личное, жизнь — его победа. Я считаю, что Юматов заслуживает, чтобы на его доме была мемориальная доска, которую у чиновников не удалось пробить даже Василию Лановому!
— Виктор Иванович, что отвечают вам чиновники на ваши просьбы установить мемориальную доску на доме Юматова?
— Экспертное бюро возглавляет некто Евгений Щербаков, он сказал, что ему не нравится эта доска, хотя она уже отлита и на это потрачены серьёзные деньги. «Нам не нравится локоть Юматова, — заявляет экспертное бюро, — плечо не такое», и Бог знает что ещё, но с их стороны другого проекта не появилось. Всё упирается только в разговоры.
Мы будем переделывать, ищите деньги. Музыкант и друг Василия Ланового Вячеслав Моцардо стал искать эти деньги. «Зря вы так быстро сдались, — отругал я Моцардо, — зачем соглашаетесь на их условия сделать доску за деньги?»
Доска в итоге утверждена, она отлита. Осталось только торжественно её открыть. Люди будут благодарны, они придут с цветами, чего Юматов заслужил всей своей жизнью. На этом доме висит доска Леониду Гайдаю, потому что Жора Юматов и Гайдай жили в одном подъезде.
— Я не понимаю, но если уж высокое столичное начальство не прислушалось к таким столпам и патриотам нашего кинематографа, как вы и Василий Лановой, любимый актёр нашего президента, то кто же им тогда указ?
— Не знаю, я ощущаю, что я стою на паперти с протянутой рукой и прошу милостыню, а это не милостыня. Георгий Юматов не только герой войны, но ещё и великолепный артист. Это издевательство над памятью ветерана. Наш президент говори: надо уважать ветеранов. Так где же тогда у чиновников уважение к памяти выдающегося ветерана? Кое-кого за неуважение к ветеранам даже наказывали, но здесь всё с сходит с рук! Когда же это прекратится и найдётся тот, кто решит судьбу установки барельефа в память фронтовика, великолепного актёра и доброго человека Георгия Юматова? Считаю, что такое отношение к фронтовику Юматову — это плевок в лицо всем ветеранам Великой Отечественной войны. О каком патриотическом воспитании в стране тогда может идти речь?!