ДеДство за решёткой
Снегурочка навестила Деда Мороза, осужденного за кражу
Деду Морозу осталось находиться за решеткой больше трех лет. Значит, год Тигра для 17-летнего Саши ЖУКОВА из Смоленской области, возможно, станет не последним в его артистической карьере. Дедом Морозом в канун года Тигра Саша стал нежданно-негаданно:
- Мне предложили, и я решил не отказываться. Хоть какое-то разнообразие. А главное мое новогоднее пожелание самому себе – как можно быстрее отбыть свой срок и вернуться домой, - признался Дед Мороз-Санька накануне представления для совсем не сказочных воров и разбойников…
Бобровская воспитательная колония – заведение, может быть, и не всеми горячо любимое, но по-своему необычное. Много лет подряд она стабильно входит в «тройку» лучших среди 62 аналогичных учреждений страны, и главная здешняя «фишка» - разные, порой неожиданные формы воспитательной работы с осужденными пацанами. Здесь «зажигают» на всех праздниках, а уж во время новогодних – особенно. Еще задолго до первых «белых мух» воспитанники вместе с учителями (все колонисты за решеткой учатся в школе) и начальниками отрядов придумывают сценарии, репетируют, шьют костюмы, чтобы порадовать себя и своих родных - день праздника всегда совпадает с «родительским днем», когда родственники свободно могут навестить своих сыновей, братьев, племянников, внуков, нарушивших закон. Вот и в канун Нового года второй отряд колонии, численностью 39 человек, показал в спортзале у елки свое новогоднее представление. Из них 10 артистов, остальные – зрители, вовлеченные в действо.
Кощей по жизни
- Сейчас у нас отбывает наказание 75 мальчишек в возрасте от 14 до 18 лет из Воронежской, Пензенской и Смоленской областей. Семьдесят из них – по «тяжелым» статьям, - говорит заместитель начальника колонии по воспитательной работе Виталий Бургонов. - Как обычно на новогодний праздник мы пригласили своих шефов – девушек из Бобровского областного училища культуры, вместе с которыми и готовилось сегодняшнее представление…
Впрочем, накануне года Тигра в зоне впервые за всю ее историю родители и их дети в зоновских костюмах сидели не на стульях и скамьях, а за столиками – по 4-6 человек. Прямо как в уже изрядно подзабытом старом добром «голубом огоньке». На столах – фрукты, соки, печенье. Можно было одновременно и сына порасспросить о житье - бытье за решеткой, и представление на сцене посмотреть.
…За десять минут до начала праздника за кулисами был дым коромыслом – кто бубнил слова роли, кто нервно приплясывал, а спокойнее всех выглядел Кощей Бессмертный, снисходительно оглядывавший коллег по высокому искусству – осужденный на полтора года за кражу Костя Сецкий:
- Я Кощей по жизни - в школе во время всех праздников я всегда изображал именно этого сказочного героя. Он – Бессмертный, значит, и я жить буду долго и обязательно на воле, - солидно рассуждал артист…
А юному разбойнику Володе Лебедеву выпала эпизодическая роль - в новогодней сказке ему пришлось играть самого себя. То есть цыгана…
-Во время представления я все время танцую и веселюсь, прямо как в жизни,- грустно улыбался актер…
Снегурка, как тебя зовут?
Высокий и худющий Дед Мороз – уже упомянутый Саша Жуков - смущенно переминался с ноги на ногу, нервно сжимая посох.
-Я даже не знаю, как Снегурочку зовут, - сокрушался он,- несколько раз репетировали вместе, а имя ее не спросил. Глупо как-то получилось…
-Каждый в жизни может ошибиться,- уверена она.- Ребята оступились и поплатились за это свободой, и мы, как можем, пытаемся внести хоть какое-то разнообразие в их жизнь за решеткой.
Разнообразия на сцене было хоть отбавляй: капризная Настенька – дочь короля - мечтала победить на конкурсе красоты, в чем ей отчаянно мешали враги ( Баба-Яга с Кощеем) и помогали друзья. Первым даже не помогло отравленное яблоко, опрометчиво съеденное легкомысленной королевской дочкой, а вторых, как водится, выручила дружба. Зло, разумеется, оказалось бессильным перед добром – в честь такого исхода новогоднего представления зрители и их родители отбили все ладони.
-Молодцы, ребята, - растрогалась до слез Нина Федоровна Тарасова - бабушка 16-летнего Саши Воробьева, которому до освобождения придется встретить в этих стенах еще два Новых года.- Я и не ожидала такого праздника за решеткой.