Чья война убивает модернизацию электротранспорта в Краснодаре?

S2090579
Вот и возят краснодарцев до сих пор старички ЗиУ, разработанные еще в начале 70-х годов
В начале этого года власти Краснодара решили модернизировать троллейбусный парк. В январе мэрия подписала трехстороннее соглашение с муниципальным унитарным предприятием «Краснодарское трамвайно-троллейбусное управление» (КТТУ) и производителем ООО «Алькор» по наладке крупноузловой сборки троллейбусов.

Власти Краснодара планировали закупить у компании «Алькор» кузова, из которых должны были модернизировать старые троллейбусы. Такой подход экономил деньги из бюджета и позволял сохранить электротранспорт в городе. Кроме того, «Алькор» должен был провести обучение специалистов КТТУ по монтажу новых электронных машин, что позволило бы организовать в Краснодаре крупноузловую сборку, то есть создать новые рабочие места, а со временем построить производство современных троллейбусов и электробусов. Однако власти и поставщик столкнулись с препятствиями, которые учинил им другой производитель троллейбусов, видимо, пытаясь убрать с рынка конкурентов.

Будущее под откос

Один троллейбус за 14,9 млн рублей из поставленных «Алькором» комплектующих прошел капитально-восстановительный ремонт в июне этого года и вышел на маршрут. Вполне достойная и современная машина получилась. Поэтому власти Краснодара решили закупить у «Алькора» еще десять кузовов уже за 140 млн рублей с тем, чтобы продолжить сборку. Однако в скором времени троллейбус пропал с линии. В департаменте транспорта и дорожного движения Краснодара связали это с тем, что троллейбус ожидает завершения оформления документов. Позже выяснилось, что власти Краснодара и жители города оказались жертвами возможной атаки конкурентов «Алькора» - вологодской фирмы «Транс-Альфа». Последние засыпали жалобами все инстанции, когда узнали, что компания налаживает работу с регионом. Видимо, напугались проиграть в честной борьбе? В итоге была инициирована масса проверок прокуратуры, Следственного комитета и МВД, а капитально-восстановительный ремонт машин был остановлен.

krasnodar
По улицам одного из самых динамично развивающихся городов России должен курсировать и самый продвинутый транспорт!

Дело в том, что директор «Алькора» - это бывший финансовый директор «Транс-Альфы». Она чуть больше года назад ушла с предприятия, отработав там 16 лет, и решила построить производство с другими партнерами, которые ей предложили участие в бизнесе. Но «Транс-Альфа» развязала войну с новым предприятием, в которое перешла Ирина Сватковская, засыпав все инстанции жалобами. Жалобы и бесконечные проверки стали причиной остановки капитального ремонта троллейбусов в Краснодаре и не дают предприятию выйти на рынок и продавать уже полноценные троллейбусы.

Незадолго до заключения контракта с «Алькором» администрация Краснодара прекратила сотрудничество с «Транс-Альфой» по обслуживанию поставленных ими гарантийных троллейбусов, не ожидая, какими неприятностями это все обернется. «Транс-Альфа» тем временем обвинила Сватковскую, что она использует их чертежи в своей работе, пытаясь еще и по этому поводу направить внимание следственных органов на «Алькор».

c091f83b-eefc-4709-b75d-b045bd52f250
Ирина Сватковская и ее детище. Интересно, а самих краснодарцев кто-нибудь спросил: они хотят ездить на старой скрипучей рухляди или вот на таких красавцах?

«Я уходила с предприятия одним днем, оставив там даже личные вещи. В Вологде все знают историю группы заводов «Транс-Альфа», «ВМЗ», «Вологдаэлектротранс», «Овчинно-меховая фабрика», принадлежащих одному собственнику. Все эти предприятия банкротились практически в одно время, выгоняя сотни людей на улицу. Уголовные дела там стали постоянным делом. Однако нам удалось вытянуть «Транс-Альфу» из банкротства и поднять на уровень крупного машиностроительного завода. Правда, со временем обстановка на предприятии стала невыносимой, и я приняла решение об уходе. Но и здесь они мне работать не дают. Из-за жалоб «Транс-Альфы» в разные инстанции деятельность ООО «Алькор» проверили все контролирующие органы, что очень мешает развитию предприятия. Однако противоправных действий со стороны «Алькора» не обнаружено, потому что мы и не сделали ничего незаконного», - говорит Ирина Сватковская.

Она утверждает, что универсальная платформа кузова, на базе которой возможно производить троллейбусы, электробусы и автобусы, была создана «Алькором» с нуля. Чтобы это доказать, в мае 2021 года компания подала заявку в Роспатент. В настоящее время есть информация, что проверка Роспатентом на чистоту промышленного образца (троллейбуса «Алькор») успешно проведена и в декабре этого года появится на то соответствующий документ.

испытания-3

Сватковская добавила, что кузов для краснодарской сборки троллейбуса абсолютно безопасен, так как прошел соответствующие испытания и получил одобрение типа шасси. Это подтверждается проверкой УФАС, которая также была инициирована «Транс-Альфой».

Замороженный троллейбус

Используя все рычаги давления, «Транс-Альфа» подключила Генеральную прокуратуру, которая распорядилась остановить эксплуатацию первого собранного в краевом центре Краснодара троллейбуса. Выделенные на закупку остальных кузовов для сборки 140 млн рублей были заморожены.

По мнению прокуратуры, собранный в Краснодаре на базе кузова «Алькор» троллейбус не имеет необходимой для эксплуатации документации, одобрения типа транспортного средства (ОТТС), которое выдается производителям готовых транспортных средств после множества испытаний. Однако КТТУ не производитель и не выпускает серийно готовые троллейбусы массово. Всего лишь хотел провести капитально-восстановительный ремонт, как делают многие города в России.

испытания2
Кузова «Алькор» протестированы компетентными органами и соответствуют высшим стандартам безопасности

Прокуратура утверждает, что в КТТУ собирали именно новый троллейбус, но в то же время требует от властей получить разрешение официального производителя старой машины ЗиУ на капитальный ремонт. Эти два факта противоречат сами себе.

В результате эксплуатацию собранного троллейбуса запретили, потребовали передать для экспертизы безопасности и качества в Центральный научно-исследо­вательский автомобильный и автомоторный институт.

В итоге собранные материалы были направлены в МВД и СКР для проведения следственных действий. В Москве пытаются завести уголовное дело о незаконном создании «Алькора», в Краснодаре ведется проверка по факту возможного мошенничества, подделки документов и незаконном использовании средств индивидуализации товаров. Следователи СКР проверяют, не проявили ли краснодарские чиновники халатность и нецелевое использование бюджетных средств при закупке кузовов и запчастей.

krasnodar2
В комфортном современном салоне летом прохладно, а зимой тепло. И кабина соответствует XXI веку

При этом власти Краснодара готовы выполнить все предписания надзорных органов. Они согласны с тем, что КТТУ не может сразу освоить сборку новых транспортных средств, поэтому и пошли в январе именно на капитально-восстановительный ремонт. Вообще история капи­тально-восстановительного ремонта считается нормальной для многих регионов. Получается, Краснодар ничего нового не придумывал, имея желание не просто снять и перебрать запчасти, а поменять кузов полностью.

Нездоровая конкуренция

Стоит отметить, что все эти проверки были инициированы после того, как Торговому Дому «Транс-Альфа» не удалось остановить закупку кузовов, обратившись в УФАС.

Так, 31 мая 2021 года комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд рассмотрела жалобу ООО «Торговый Дом «Транс-Альфа» на действия департамента транспорта и дорожного хозяйства администрации МО г. Краснодара при проведении электронного аукциона: «Выполнение работ по изготовлению кузова для троллейбуса».

ТД «Транс-Альфа» уверял антимонопольщиков, что контракт составлен с нарушениями. При этом сам не имел никакого отношения к закупке, так как даже не попытался выйти на конкурс и произвести кузов по требованиям технического задания. Однако в УФАС выяснили, «что характеристики, указанные в «Описании объекта закупки» не противоречат Техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011), принятому решением комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 877 и содержат показатели, отвечающие тре­бованиям Заказчика».

Кроме того, там выяснили, что для поставки кузовов не надо получать одобрение типа транспортного средства и достаточно получить только одобрение типа шасси. Которое «Алькор» предоставил краснодарским властям. Жалоба была признана необоснованной.

Но после этой жалобы появились другие жалобы, которые в итоге лишили Краснодар отремонтированных троллейбусов.

В Вологде «Алькор» также столкнулся с противостоянием конкурента. Из-за многочисленных жалоб фирма долгое время не могла получить одобрение типа транспортного средства, без которого не могла продавать свои машины полностью. Но 29 ноября Росстандарт утвердил этот документ. И теперь компания стала полноценным игроком на рынке общественного электротранспорта.

«Алькор» стал не первой фирмой, а Краснодар не первый регион, где «Транс-Альфа» развязывает разбирательства. Так, в августе прошлого года ФАС по инициативе ТД «Транс-Альфа» проверяла закупку услуг финансовой аренды (лизинга) 41 троллейбуса со стоимостью контракта более 1 млрд рублей в Петербурге. Тогда получилось не только приостановить, но и отменить закупку, лишив Санкт-Петербург новых машин.

Вот и в этот раз «Транс-Альфе» удалось добиться своего только уже в Краснодаре. Убить начинание конкурента. Ведь при неисполнении условий контракта к поставщику могут быть применены штрафные санкции. А Краснодар тем временем так и остается без обновленных троллейбусов.






«Земляки стращали меня ужасами большого города»: Алена Водонаева пожаловалась на закат эры троллейбусов
Почему в Европе развивают троллейбусный транспорт, а в Москве от него отказываются