Как советские метростроевцы британцам нос утерли

Сидней: «Петля времени» - инсталляция из старых ступеней. Фото: Legion-media.ru

15 марта отмечает день рождения такая привычная всем нам вещь, как эскалатор. Изобретателем «наклонного лифта» считается американский предприниматель Джесси Уилфорд Рено, получивший на него патент. Было это в 1872-м - ровно 150 лет назад.

Изобретение Рено, напоминавшее ленту конвейера, установили на старом пирсе на полуострове Кони-Айленд, в штате Нью-Йорк. Новинка длиной чуть больше 2 м двигалась под углом 25 градусов. Ступеней не было, просто гладкая лента. Для сцепления использовались чугунные шпунты. Диковинка так поразила публику, что за две недели работы эскалатора на нем прокатились более 75 тыс. человек.

Слово «эскалатор» произошло от лат. scala - лестница и elevator - поднимающий. 4 октября 1911 г. испытания провели на одной из станций лондонского метро. Смельчакам, решившимся прокатиться, наливали рюмку бренди. Для наглядной демонстрации безопасности конструкции пригласили инвалида с деревянным протезом: он ездил по лестнице вверх и вниз в часы пик. И тоже получал заслуженную порцию алкоголя.

Нью-Йорк: аттракцион в парке развлечений. Фото: Legion-media.ru

Успеть за 25 дней

В 1935 г. с пуском московского метро первые эскалаторы заработали на станциях глубокого заложения - «Красные ворота», «Кировская» (ныне «Чистые пруды»), «Дзержинская» («Лубянка»), а также на неглубокой - «Охотный Ряд». За рубежом к тому времени наловчились монтировать подобное оборудование. Но делиться с нами технической документацией не пожелали. Директор лондонского отделения фирмы Otis надменно заявил: мол, в короткие сроки собрать эскалаторы нереально. А представители немецкой компании Karl Flor запросили за чертежи неподъемные 500 тыс. марок. Пришлось метростроевцам разрабатывать эскалаторы по фотографиям и рассказам людей, видевших чудо-машину вживую.

И прекрасно справились - за год! Правда, испытать механизмы в заводских условиях оказалось невозможно, поэтому их сразу монтировали на станции. Иностранцы уверяли: на это уйдет не меньше четырех месяцев. Наши управились за 25 дней, хотя советские эскалаторы на тот момент были самыми тяжелыми - по 100-130 т. Кстати, лестницы первой серии, выпущенной в 1935 - 1949 гг., работали на станции «Бауманская» до 2015-го.

Шанхай: уникальная спиральная конструкция. Фото: Legion-media.ru

Чудо из чудес

Таиланд: движущаяся лестница в центре аквариума. Фото: Legion-media.ru

Взбесившийся механизм

Эскалаторы считаются техническими средствами повышенной опасности. Один из последних инцидентов - авария в Риме на станции метро Repubblica. Все произошло 23 октября 2018 г., когда наши болельщики ехали на матч московского ЦСКА с Roma в Лиге чемпионов. Из-за неисправности лестничное полотно начало двигаться на спуск с большой скоростью. В результате люди упали на выходную площадку. Около 30 человек получили ранения в давке. Случались ЧП и в метро других городов.


Ужасы нашего городка

Пару лет назад пассажиры столичной подземки пугали друг друга историями об иголках, которые злоумышленники нарочно засовывали в поручни эскалаторов. По словам очевидцев и пострадавших, иглы торчат прямо из движущейся ленты. Один из травмированных обратился в больницу, где ему посоветовали сдать анализы на ВИЧ и гепатит. К счастью, ныне шутники угомонились.