Теория разбитых окон: как Нью-Йорк избавлялся от хулиганов в метро и пьяниц на улицах

Теория-разбитых-окон
В 1980-х Нью-Йорк погряз в преступлениях. Кражи и убийства совершались ежедневно в немыслимых количествах. Ночью ходить по улицам было страшно. А в метро рискованно ездить даже днем. Вагоны были покрыты граффити, под ногами валялся мусор, стоял неприятный запах. Бездомные, попрошайки, вандалы и грабители считали подземку своим местом.

Но в 1990-х годах преступность резко пошла на спад. Американские социологи Джеймс Уилсон и Джордж Келлинг сформулировали теорию разбитых окон. Они утверждали: «Если в здании разбито одно стекло и его не заменяют, то вскоре в нем не останется целых окон».

Попустительство общества к мелким правонарушениям (выбрасывание мусора в неустановленных для этого местах, вандализм, публичное пьянство, прыжки через турникеты в метро и прочие) провоцирует людей на совершение аналогичных или более серьезных правонарушений.

Социологи университета Гронингена (Нидерланды) провели эксперимент по проверке истинности теории разбитых окон. На оживленной улице с многочисленными магазинами в месте, где паркуются велосипедисты, был установлен знак, запрещающий рисовать на стенах. На руль каждого велосипеда была повешена рекламная листовка. Рядом отсутствовали урны. Велосипедисты могли либо выбросить их на асфальт, либо забрать с собой. Из 77 велосипедистов лишь 25 (32%) повели себя некультурно. Остальные же решили соблюдать нормы приличия на чистой улице.

Далее эксперимент повторили на этой же улице, предварительно разрисовав стену бессодержательными граффити. На этот раз из 77 велосипедистов намусорили 53 (69%). Нарушение запрета рисовать на стенах оказалось серьезным стимулом, провоцирующим людей преступать другое общепринятое правило – не сорить на улицах.

В 1985 году на должность главы городского метрополитена Нью-Йорка был назначен Дэвид Ганн. Первым делом он решил бороться с граффити в вагонах метро. Каждый день работники метро смывали рисунки, которые появлялись ночью. Так же ремонтировались поврежденные сиденья, заменялись разбитые светильники. Поезд не отправлялся из депо, пока не становился чистым. Вандалы видели, что их старания ни к чему не приводят, поэтому переставали оставлять граффити и повреждать вагоны.

1l9iqbfa
 

При этом в жаркое время года таких совпадений не наблюдалось

В 1990-м на должность начальника транзитной полиции города был нанят Уильям Брэттон. Первое, что он сделал в новой должности, – это занялся вопросом безбилетников в метрополитене. Он верил: как и проблема с граффити, огромное число «зайцев» служило сигналом отсутствия порядка для граждан. Добропорядочные пассажиры, наблюдая, как перепрыгивают через турникет безбилетники, начинали поступать так же.

Брэттон выставил возле турникетов полицейских. Они выхватывали «зайцев» и надевали на них наручники. Количество безбилетников начало снижаться из-за страха наказания со стороны полиции.

Уильям-Брэттон
Уильям Брэттон 

В 1994 году Брэттон был назначен 38-м комиссаром Департамента полиции. Вместе с мэром Нью-Йорка Рудольфом Джулиани они занялись искоренением мелких правонарушений, которые влекли за собой тяжкие преступления.

Полиция арестовывала каждого кто: пьянствовал и буянил в общественных местах, оставлял на газонах пустые бутылки, разрисовывал стены, прыгал через турникеты, клянчил деньги у водителей за протирку стекол, справлял нужду в неположенных местах. При борьбе с мелкими нарушениями полиция попутно задерживала крупных преступников, которые обычно пренебрегали общественными правилами.

ghpj8wuw
 

Это интересно
Россия и Украина не вошли даже в сотню

Несмотря на критику, Брэттон и Джулиани последовательно боролись с «разбитыми окнами», что привело к общему снижению количества преступлений в городе. Активная борьба с мелкими правонарушениями создала атмосферу нетерпимости граждан к нарушениям в целом. Жители получили более чистый и безопасный город, а также уверенность в способности полиции справиться не только с мелкими правонарушениями, но и с тяжелыми преступлениями. К концу 1990-х количество преступлений против личности в Нью-Йорке снизилось на 56%.