Разведчик-нелегал Елена Вавилова о шпионаже в США и лжи собственным детям

Разведчик-нелегал Елена Вавилова: «После тюрьмы мне снились кошмары»
Елена Вавилова
Полковник Службы внешней разведки в отставке Елена Вавилова стала одним из прототипов главной героини в шпионском сериале «Американцы», снятом в США. 12 лет назад -  27 июня 2010 года - весь мир был шокирован невиданным до той поры семейным подрядом в советской и российской разведке. Вавилова под именем агента по недвижимости Трэйси Ли Энн Фоли и ее муж Андрей Безруков, который выдавал себя за Дональда Ховарда Хитфилда, 23 года проработали под прикрытием в разных странах. На глазах сыновей Тима и Алекса, которые считали себя канадцами и ни о чем не догадывались, ФБР арестовало супругов в Бостоне. А потом их и еще несколько таких же пар обменяли на Сергея Скрипаля и других шпионов и вернули в Россию.

- Нельзя сказать, что «Американцы» - только обо мне и моем муже, - начала рассказ Елена Вавилова. - В 2010-м арестовали четыре супружеские пары - советских разведчиков-нелегалов, и у каждой были дети. На мой взгляд, сериал отражает реальность. А она такова, что мы работали за идею, за  убеждения и в этом в корне отличались от своих противников. По накалу страстей, быстроте и серьезности принятия важных решений главными героями сериал соответствует действительности. В нем хорошо переданы средства и способы конспирации, шпионажа, а также раскрыта тема предателей и перебежчиков. Думаю, что на 70 процентов сериал соответствует реальности.

А что с остальными 30 процентами?

- 30 процентов - это сцены насилия, жестокости, которых в принципе не могло быть. Задача разведчика-нелегала - максимально долго жить обычной жизнью. Быть таким, как все окружающие, и ни в коем случае не обращать на себя внимание. Парики, наклеенные бороды и прочие театральные эффекты никогда не применялись нелегалами, потому что вызвали бы подозрения. Невозможно было встречаться с кураторами в местах нашего проживания, как и невозможно иметь друзей - сотрудников ФБР.

Супруги с сыновьями (справа). Пару лет назад Верховный суд Канады признал законным канадское гражданство Александра и Тимофея Вавиловых, отклонив требование о лишении их этого статуса. Елена виртуозно играет на скрипке, ее любимый композитор - Вивальди
Супруги с сыновьями (справа). Пару лет назад Верховный суд Канады признал законным канадское гражданство Александра и Тимофея Вавиловых, отклонив требование о лишении их этого статуса

«Сражаться надо до конца»

- Что вы делали для того, чтобы быть американкой?

- Для подготовки профессионального разведчика-нелегала ему дают минимум два иностранных языка. Причем как разговорного, так и книжного. И язык должен стать настолько родным, чтобы и ночью ты могла на нем и говорить, и думать, и чувствовать. Параллельно разведчики изучают традиции народа, его ментальность, образ мыслей. Первое время все нелегалы сталкивались с проблемой - во время учебы осваивали слишком высокопарную, слишком литературную речь. Уже на месте, как правило,  осваивается сленг. Что касается одежды, то перед командировками нас отправляли в поездки за границу, где мы приобретали иностранные вещи и аксессуары, учились в них разбираться. В США и Канаде проблем с одеждой, которая не выдавала бы в нас славян, не было. Другое дело - поведение, манера подачи себя в обществе, культура общения. Этому надо обучаться. Американцы в отличие от советских людей чувствовали себя уверенно, смело высказывали мнения и суждения. И главная их философия - все должны принимать тебя таким, какой ты есть. Вот это качество далось мне, советской девочке,  нелегко.

- Неужели вас ни разу не заподозрили в русском происхождении?

- Безусловно, вопросы о происхождении возникали, и особенно во время путешествий по Восточной Европе. Меня принимали за польку. Но даже если бы и уличили в родстве с русскими, то это не проблема. На все случаи у нас были заготовлены ответы и объяснения. В умении предугадать вопросы отчасти и заключается искусство разведчика-нелегала.

- Какие еще умения требуются?

- Уходить от наружного наблюдения, правильно принимать и отправлять радиограммы и, конечно, владеть навыками самообороны. У нас была военная подготовка, где мы учились стрельбе, приемам карате. В странах третьего мира навыки этого боевого искусства очень даже пригодились. Плюс способствовали укреплению характера. Женщины по своей природе более разговорчивые создания, но в разведку берут тех, кто за слова готов отвечать головой. Нужно быть готовым и к пыткам, и к любого рода риску. Из истории разведки известен Алексей Козлов, которого арестовали в ЮАР, долго пытали, потом на годы заточили в тюрьму, пока, наконец, не обменяли на западного шпиона.  Но у разведчиков нет шаблонных рецептов. Люди работают под разными легендами, и каждая, как правило, неповторимая. В любой трудной ситуации мы знали, что сражаться надо до конца и не сдаваться.

«Елена
Елена и Андрей второй раз поженились уже за границей, под чужими именами 

«Не позволили детям стать американцами»

- О чем вы, девушка из Томска, мечтали в юности?

- Хотела быть актрисой, балериной, в худшем случае - искусствоведом. О разведке не думала. Но была достаточно активной в жизни школы, университета. Мне было небезразлично, что происходит в мире, политике. Хотела  быть полезной обществу и своей стране. Предложение пойти в разведку легло  на мое внутреннее желание.

- Что вам дало силы выдержать эту нелегкую работу?

- Нам не приходилось расслабляться, но при этом мы не жили в постоянном страхе. Руководило понимание серьезности своей миссии.

- Снятся ли вам сейчас кошмары?

– Когда произошел наш арест, а он был неожиданным, наручники и тюремное заключение - это сопровождалось стрессом. Для большинства из нас это было непросто. У меня случился посттравматический синдром, и он как раз проявлялся в ночных кошмарах. По возвращении нам была предложена помощь психологов, но разведчики, как правило, стараются найти выход самостоятельно. Вот и я справилась сама.

- Как после всего, что произошло, вы относитесь к США?

- Американцы очень работоспособные, и это может быть хорошим примером. Если бы мы с мужем не полюбили Америку как родную, не смогли бы так долго в ней жить и работать. Но ни сами не стали 100-процентными американцами, ни детям не позволили.

- С кем из известных людей там встречались?

- Познакомились с женщиной, которая работала в предвыборном штабе Барака Обамы, и стали дружить семьями. Она по сей день активный участник политического движения, выступает за женское лидерство. Мой супруг Александр был знаком с лидером агентства политических прогнозов. Когда мы вернулись в Россию, пригласили его в нашу страну, и он приехал. Тот факт, что мы  разведчики, не помешал нашему дальнейшему общению.

Вавилова (справа) с юности увлекается музыкой
Вавилова (справа) с юности увлекается музыкой 

Брак укрепляла секретность

- Можно сказать, что разведчик - патологический лжец? Как говорить неправду близким, детям?

- Неправда на нашем профессиональном языке называется «легендирование». Мы смотрели на это как на необходимость. Наши родственники в России не знали, чем мы занимаемся, и думали, что мы поехали за рубеж в качестве переводчиков, чтобы заработать. Наши дети тоже не знали, кто мы на самом деле. Для нас все подчинялось работе.

- На Западе вы выдавали себя за агента по недвижимости. Смогли бы вы работать риелтором в России?

- Я научилась искусству продаж и поработала в интересном коллективе.  Мой шеф, когда я вернулась в Москву, писал мне, что его агентство после рассекречивания русской разведчицы стало очень популярным. А после выхода сериала «Американцы» едва ли не лидером по продажам в Бостоне.

Сериал «Американцы» признан одним из лучших телешоу и удостоен множества наград
Сериал «Американцы» признан одним из лучших телешоу и удостоен множества наград 

- Чем сейчас занимаетесь?

- Когда мы вернулись в Россию, уже не могли служить в разведке. Стали работать в крупных компаниях аналитиками. Когда вышел сериал «Американцы», мне захотелось ответить на него, и я написала роман - правдивый. Одновременно с этим я стала встречаться с молодежью, читать лекции о разведке, своей жизни. Нескольких человек  вдохновила на то, чтобы стать разведчиками. Мы с супругом написали книгу о вживании в новую среду, о том, как обзаводиться связями в другой стране, об эмиграции.

- Поделитесь секретом  крепкого брака.

- Наш союз прошел через разные периоды. Разногласия были, но они не доходили до кризиса. Секретность стимулировала наши отношения. Любые разногласия мы были обязаны держать в узде и не делать из них трагедий. Мой совет семейным парам - не  обращать внимания на мелочи, а концентрироваться на главном.