Гений бодипозитива: для особого свечения Рубенс добавлял в краски свежую кровь
Пробиться к сердцам потомков живописцу удалось не сразу. Сторонники классицизма скептически относились к его творениям. Художника обзывали ремесленником за плодовитость (большую часть работ помогали делать подмастерья). А картины сравнивали с мясной лавкой - дескать, даже ангелочки так раскормлены, что с трудом летают. Рубенса подначивали: от избытка парчи, атласа, сверкающих лат и богатой мебели на картинах душно.
Но именно таким в эпоху Возрождения представлялось счастье в купеческой Фландрии. Этот край был цветущим, пока в XVI веке Испания, под властью которой находились Нидерланды, не начала искоренять народившееся здесь протестантство. В ответ северные провинции страны подняли восстание во главе с принцем Вильгельмом Оранским.
С именем этого деятеля связана пикантная история семьи художника. Отец, судья Антверпена Ян Рубенс, состоял на службе у короля Филиппа Испанского, но втайне помогал Вильгельму. И это раскрылось. Под угрозой смерти Ян с женой Марией Пейпелинкс и пятью детьми бежал в Германию, где его угораздило завести шашни с Анной Оранской - женой своего патрона. Та забеременела. Вильгельм посадил соперника на два года и лишил имущества. А когда Ян вышел из тюрьмы, сослал в немецкий городок Зиген. Там и родился Питер Пауль.
Мария не бросила неверного мужа. Пока тот мотал срок, тащила на себе детей, выращивая овощи на продажу и сдавая внаем комнаты.
Когда Анна Оранская умерла, Вильгельм махнул рукой на наставившего ему рога Яна. Семья перебралась в Кельн. Но вскоре Рубенс-старший умер. Следом болезни унесли жизни четверых его детей.
Мария с двумя оставшимися сыновьями и дочерью вернулась в Антверпен. Питера отдали в иезуитский колледж. Он выучил девять иностранных языков, преуспел в литературе и точных науках. Матери удалось устроить 13-летнего отрока пажом к знатной даме, где тот наловчился красиво писать, говорить и эффектно запахивать плащ. В будущем хорошие манеры пригодились.
Дипломат и шпион
В 14 лет Питер Пауль начал копировать картинки из Библии. Задумав учиться на художника, освоил азы живописи во фламандских мастерских. Накопив денег, отбыл в Италию, где жадно перерисовывал полотна Леонардо да Винчи, Микеланджело, Тициана, изучая их технику. Талант заметили: в Венеции Питер получил покровительство герцога Манту и Винченцо I Гонзаги - знатного мецената. У Рубенса был дар налаживать контакты, что весьма пригодилось в период Тридцатилетней войны, когда живописцу пришлось взять на себя роль дипломата и… шпиона. Одна из блестящих операций, проведенных им: переговоры с представителем герцога Букингемского - главного врага короля Испании той поры. В обход шпиков кардинала Ришелье Питер спас страну от вторжения английских войск. В переписке художник кодировал имена цифрами. Например, 104 означало Мария Австрийская, 103 - Людовик XIII и т.д. Такие услуги испанский двор щедро оплачивал.
Презрел поцелуи старухи
Живописец не работал с обнаженной натурой - выписывал складочки по памяти. Исключение - любимая модель Елена Фоурмен, вторая супруга художника. Рубенс венчался с ней через несколько лет после смерти первой жены Изабеллы Брант, которую в 34 года убила чума.
- Я решил снова жениться, потому что не чувствовал себя созревшим для воздержания и безбрачия. Взял молодую жену, хотя меня со всех сторон старались убедить сделать выбор при дворе и, сказать по правде, было бы тяжко потерять драгоценное сокровище свободы в обмен на поцелуи старухи, - объяснил свое решение 53-летний Питер. Невесте было 16.
За десять лет брака у них родилось пятеро детей. Последняя дочка появилась на свет уже после смерти Рубенса - в чреслах гения до последнего кипела кровь.
Елена Фоурмен - красавица слева в «Трех грациях» (1635 г., Музей Прадо, Мадрид). Художник изобразил девушек в образах богинь красоты, изящества и радости. Их тела словно светятся. Современники поговаривали: чтобы придать краскам особый тон, мастер добавлял в них свежую кровь. К слову, средний палец на правой руке женщины неественно искривлен. Рубенс страдал подагрическим артритом и вольно или невольно переносил свой недуг на полотна.
Кстати
- Когда в 1640-м художника не стало, Елена Фоурман хотела уничтожить все картины, где она изображена без одежды. Но через духовного отца ее уговорили оставить шедевры для будущих поколений.
- Творческое наследие Рубенса насчитывает около трех тысяч картин. После его смерти имущество огромного поместья в Антверпене описывали пять лет. Сейчас там музей.
На грани провокации
Рубенс был в восторге, если получалось взбудоражить публику и вызвать волну критики. Все пиар, кроме некролога, - принцип, который всегда работает.