Одни лечат, другие калечат: внутрибольничные инфекции мешают врачам спасать людей

Роман Костомаров

За здоровьем олимпийского чемпиона по фигурному катанию Романа Костомарова болельщики с тревогой следят с 10 января, когда он попал в реанимацию. Сепсис, гангрена, ампутация… Близким фигуриста не до общения с журналистами. Но различные версии о его состоянии все равно просачиваются в Сеть. На днях появилась информация о том, что, пока врачи вытаскивают пациента с того света, его добивают внутрибольничные инфекции.

- Любой живой организм со временем приспосабливается к окружающим условиям. Бактерии в том числе, - поясняет врач-иммунолог Ольга Смирнова. - Так появляются штаммы, устойчивые к антибиотикам и антисептическим препаратам. Если эти бактерии заражают человека, их невозможно вытравить привычными лекарствами. Проблема существует в клиниках всего мира, и пока действенного способа борьбы с ней не придумано.

Хуже всего дела обстоят в реанимациях: ведь у тамошних пациентов иммунитет практически на нуле. Бактерии могут попасть в организм человека во время хирургического вмешательства, а также через трубки и катетеры. Не потому, что они грязные: естественно, их тщательно обрабатывают. Но если там уже поселились мутировавшие микроорганизмы, на них это не подействует.

Во время пандемии врачи, к сожалению, часто сталкивались с тем, что инфекция заносилась через аппараты ИВЛ или ЭКМО и тут же разносилась с кровью или кислородом. Просто, когда речь идет о жизни пациента, который без ИВЛ дышать не может, риск инфицирования оценивается ниже, чем угроза жизни.

В октябре Гаркалин (на фото с Ольгой Прокофьевой) оказался с коронавирусом в больнице на аппарате ЭКМО. Через месяц умер от инфекции. 

Наиболее распространенные внутрибольничные инфекции заносят: